жертв большевизма, а позже  стал неугоден национал-социа-листическому режиму

психоанализ немецкий. Диктаторские режимы, утвердившиеся в Аргентине и Чили,

оказали  столь  же  удручающее вли-яние  на  развитие  психоанализа  в  этих

странах.

     Являясь  не  только  медицинской  практикой, но  и  культурологичес-кой

теорией  психоанализ в состоянии помочь  лучше  разобраться  в исто-рической

динамике подобных политических процессов. Помощь эта  может заключаться и во

вскрытии аспектов стыда и скорби, от которых ранее приходилось защищаться, а

также  в обнаружении  латентных  предрассудков  и  собственных черт в образе

врагачто сулит  возмож-ность  позитивных  общественных  преобразований  в

направлении  мультикультурального  общества. Для  Германии  решение  проблем

такого рода  стало  особенно  актуальным  после  объединения  двух  немецких

государств в 1989 году.

     Великий  мир  с  его казавшимися  прежде необозримыми  и  беско-нечными

просторами  доступен   теперь  не  только  воображению,   но   иблагодаря

современным средствам массовой информации, вполне обозрим.

     Прежде  отдельные  нации  самостоятельно  выбирали  те  или  иные  пути

развития, теперь они находятся в постоянноммногостороннем взаимодействии.

Современные  разработки теории систем убедительно свидетельствуют о том, что

ни одно действие в какой-либо стране не проходит для других стран  бесследно

и  имеет для них те  или иные последствия. Речь идет не столько о каузальных

процессах   с  прису-щими   им  причинно-следственными  связямисколько  о

процессах  цир-кулярных, малейшее изменение в которых влияет на политическую

систему в целом.

     В  таком общественно-политическом  контексте  научное  сообщество также

ориентируется уже не национально, а мультикультурально или интернационально.

В свое  время  и психоанализ, возникнувший в Вене, быстро перешагнул границы

Австрии и стал достоянием мировой культуры...

     Международное распространение  и развитие психоанализа привело, однако,

не только к разрушению барьеров непонимания, но к  многочи-сленным расколам,

начало  которым  положили  расхождения  во  взглядах  между  тремя  "китами"

психоаналитического  движения  -- Зигмундом  ФрейдомАльфредом  Адлером  и

Карлом    Густавом   Юнгом.   В   дальней-шем   противоречия    преследовали

психоаналитиков  и в других  странах, разводя  в  разные  стороны не  только

социально   ориентированных   поли-тических  критиков,   но   и   совершенно

неполитизированные клинические структуры и психотерапевтические учреждения.

     Россия не стала исключением на этой  стезе размежеванииПосле распада

Советского  Союза единая Психоаналитическая Ассоциация тоже распалась на ряд

региональных  объединений. В  мае 1995  года "Российская  психоаналитическая

ассоциацияотделилась  от  "Рус-ского  ("Арбатского")  психоаналитического

общества"    (Москва).    В    Петербурге    действуют    две    независимые

психоаналитические струк-туры: "Восточно-Европейский  институт психоанализа"

и   "Санкт-Петербургское   психоаналитическое   общество"   с   издательским

"Информационным  центром психоаналитической  культуры".  В  Росто-ве-на-Дону

существует  "Ростовская  психоаналитическая  ассоциацияи даже  в  далеком

сибирском городе Томске интересуются современным психоанализом.

     В связи с этим  есть все основания  полагать, что  книга  "Современ-ный

психоанализ", написанная в Германии в 1989 году для широкой публики, вызовет

интерес и в России.

     Что  касается  энтузиазма  и   пионерского  духа,   царящих  в  Москве,

Петербурге и  Ростове, то автор  убедился в  этом лично в 1994, 1995 и  1996

годах. В  этой  связи  невольно  вспоминается тот энтузиазмс  кото-рым  в


<<Назад Начало Вперёд>>