Европейские трагедии (такие, например, как  "Одиссея" Гомера и "Энеида"

Вергилия),  духовные  учения  Ближнего  и  Дальнего Востока показываютчто

человеческая жизнь неразрывно связана с болью и страданиями. Очень отчетливо

эта мысль  прослеживается в трагедиях Софокла: "Эдип Царь", "Эдип в Колоне",

"Антигона".  Переработан-ные  греческие  мифы  в  "Орестееи  "Прикованном

ПрометееЭсхила  только   подтверждают  трагедии  СофоклаСкорбьгоре.

проклятие, смерть ,- вот их темы. Они повествуют об убийстве, боязни смерти,

мес-тигрехестрахе  возмездия   от  фурий  (богинь  проклятиякары  и

возмез-дия).  Актуальность  этих  трагедий  столь   высокачто  постановки

"Орестеи" Петером Штайном или  "Медеи" Гансом Нойенфельзом и сейчас вызывают

восхищение  публикиЕще   одним  свидетельством  значения  бессознательных

процессов является "Пентесилея" Генриха фон Клейста в обработке Ганса Юргена

Зиберберга и  Эдит  Клевер  2.  Если бы  в них  не  затрагивались

трагические и неизменно важные  Для людей вопросы, интерес к ним современной

просвещенной  публики вряд  ли  бы  был так  велик. Классическая  литература

просто  немыслима  без обращения к коренным проблемам человеческого бытия, к

любов-ным  конфликтамстраданиям, ревностисмертиненавистимести  и

завистиПьесы Шекспира изображают печали и радости любви: "Мно-го  шума из

ничего",  "Ромео  и  Джульетта",  "Укрощение  строптивой", историю  династий

великих властителейкомизм  обычной  человеческой жизни. Великие  немецкие

романы от Вольфрама фон Эшенбаха до "Будден6роковТомаса Манна и ""Игры  в

бисер" Гессе повествуют о неустроенности человека и его ранних страданиях, о

трагических   спле-тениях  человеческих  судеб  и  возможностях  преодоления

страданийБездны человеческой души открываются  в романах  Достоевского  "

Пре-ступление  и  наказание",  "  Идиот",  "Братья  Карамазовыс такой  же

убедительностью, как в романах и повестях Льва Толстого "Война и мир", "Анна

Каренина", "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Хозяин и работник".

     В современной  литературе  романы Генриха Белля, Элиаса КанегтиМакса

Фриша и  Петера Хандке, книги Джеймса Джойса, Гюнтера Грасса, Генри Миллера,

Милана Кундеры, рассказы Бодо Кирхгоффа и Бото Штрауса вновь напоминают  нам

о наших человеческих, слишком человеческих проблемах.


     Второе отступление: наши конфликты в зеркале кино


     Точно так  же обстоит дело и  с современным кино, где я  хотел бы особо

выделить  фильм " Домино" 3 Томаса Браша, в  котором велико-лепно

показано неизбывное стремление к  любви  и Признаниюфильмы рано  умершего

РаЙнера Вернера Фассбиндера. с особой пристальностью  рассмотривающего тайны

человеческого сознания. Такие режиссерыкак Луис Бюнюэльособое место  в

своем   творчестве   уделяют   психоло-гии   бессознательного   и   области,

расположенной между воображением и реальностью. В этой связи можно назвать и

новый фильм  Вима Вендерса и Петера Хандке "Небо над Берлином" 4,

а  также  Вуди Аллена, в фильмах  которого человеческие  слабости переданы с

легким  комиз-мом  -- в  отличие  от ЛБюнюэлякоторый  довольно  жестко

препод-носит зрителю реалии бессознательных побуждений.

     Пример  этому  -- фильм Бюнюэля  "Дневная красавица"  5, где

супруга хирурга переживает в  дневное  время все точто большинство  видит

разве что во сне. Она идет в публичный дом и получает там наслаждение в роли

"дневной красавицы".

     В самом начале  фильма красивая молодая  женщина вместе со своим му-жем

едет  в карете  по живописному дворцовому паркуИх  сопровождают  слуги  в


<<Назад Начало Вперёд>>