при-меров: здесь  речь идет о  конфликте  матери  и  дочери, в  котором мать

выступает знающей  все  лучше  дочериФильм, однакодемонстрирует  нечто

большееА   именно  бессознательные   стремления  родителей  в  противовес

осознаваемым разговорамс одной стороны, родители утверж-даютчто желают

своей дочери  только хорошеенос другой -- готовы ее и убитьКогда же

дочь начинает  осознавать, что подобные желания смерти  со стороны родителей

существуют и рассказывает об этом ("Мать хочет  меня  убить"), ее  объявляют

сумасшедшей.

     В  последующих эпизодах групповой  терапии пациентки  речь  идет о том,

чтобы сделать расщепленные чувства и мысли доступными созна-нию и разъяснить

ей, что из них соответствует действительности. Тогда фальшивые образы себя и

матери могут быть скорректированы.



     Терапия


     В  психотерапии   врачи   или  аналитики   автоматически   уподобляются

родителямсеющим  смятение  и  вносящим   путаницуПоэтому   совер-шенно

необходимочтобы  наряду с  запутывающимивнушающими  отношениями, между

пациентом и терапевтом господствовали ясные  рабочие отношенияИ  здесь, в

отличие от двусмысленности  прошлого, необходима чувственная определенность.

Только путем  постоянного  прояснения  отношений с  пациентом  у  последнего

появляется  шанс  отчетливого осознания своих  личных  чувств  и восприятии,

способству-ющих росту его уверенности в себе.

     К  сожалению, шизофренических пациентов весьма  редко  удается вылечить

психотерапевтическим методом. Однако есть свидетельства излечения  больных с

тяжелыми  шизофреническими психозами с помо-щью психоаналитических  методов.

Разумеется,   для  этого  необходимокак  минимум,   принять  во  внимание

"ненормальные"   и   непонятные   на   первый   взгляд   мысли   и   чувства

шизофренического человекаТогдак примеру, станет очевидно, что подобное

мышление" казавшееся преж-де  страннымпричудливым, не так уж и алогичное,

что  оно   следует   оп-ределенной  логике,   имеющей   собственный   смысл,

комплементарный или противоположный  смыслу  "здравому".  Этов частности,

наглядно  продемонстрировал Люк  Киомпи  в  своей  книге "Аффектная  логика"

(Ciompi L.. 1982).

     Книги   Бенедетти   (1983),   Брюса  Бойера  (Воуег  В..  1976).  Фриды

Фромм-Рейхманя (Fromm-Reichmann,  1957),  Пуля  Матуссека (Matusseck. 1976),

Герберта Розенфельда (Rosenfeld, 1966). Маргерит Сехехайе (Sechehaye,  19S4)

содержат  множественные  примеры  латент-ного  смысла  безумных  фантазий  и

поступковравно  как  и  примеры  самохарактеристик  самих  пациентов

5. Особо в этом ряду следует  упо-мянуть известную книгу Ханны Грин "Я

никогда не обещал  тебе  розо-вого сада" (Green  H. "I  never promised you a

rose garden", что  можно  перевести, как: "Я не обещал  тебе рая  на земле".

1964).

     Все перечисленные авторы  указывают, что  переживания людей, на которых

словно ярлык наклеен диагноз шизофренииво многом  сходны с  переживаниями

здорового  человекаЧасто  вообще складывается впе-чатление, что  те. кого

именуют шизофрениками, ближе к истине, чем мы с вами. Реальность  -- вообще,

штука весьма запутаннаяи все мы вы-нуждены к ней приспосабливаться. Чтобы

сохранять  психическое  здоро-вьеприходится  отказываться  от  восприятия

многих аспектов сложной реальности, подчас попросту невыносимых для психики.

В своей  рабо-те  "Базисные  нарушения" (Sulwold L..  1977)  Лило  Зюльвольд


<<Назад Начало Вперёд>>