нарушениях.

     Автор,   ориентированный   на   марксизм,   сводит  социальные  причины

психосоматических  заболеваний  к  капиталистическим  условиям   трудаЭти

условия   не  дают   людям  возможности  относиться  к   себе  с   требуемой

бережливостью, беречь себя настолько, насколько это необходимо для телесного

здоровья. Здесь  можно  возразить и указать, душа  и тело  вообще способны к

расщеплению  под воздействием  мощных  обременя-ющих  факторовстресса  от

телевизораот работы  на  конвейеренапря-женных отношений с коллегами и

начальствомБолезнетворные  при-чины  заключаются  не  в капиталистической

системе  производства, а в  неблагоприятных  внешних  условиях  современного

индустриального общества в целом. Они держат людей под постоянным  стрессом.

Именно поэтому  психосоматические нарушения не менее часто встреча-ются и  в

социалистических странах.

     В  конечном  счетеобщество  --  это  мы  сами  .  Часто  собственная

неблагоразумная   манера   жить   осложняет   удовлетворение   элементар-ных

биологических  потребностейК этому  относится: чрезмерно потре-бительское

отношение  к  жизни, бессмысленное шатание от  одного увлечения  к  другому,

отсутствие досуга в  свободное  времянедостаток  спокойной  обстановки  и

возможности  размышленийно  прежде  всего  отсутствие  удовлетворительных

отношений с людьми.

     Во  многих   случаях   психосоматическими   больными  становятся  не  в

результате реальных стрессовых ситуаций, а -- ирреальных: не  менее значимых

внутренних инстанций "Сверх-Я". Последние оказывают давление на человека, не

оставляет  его  в покое, пока  он не  заболеетне  в последнюю очередь это

происходит оттого, что мы  весьма  нецелесооб-разно относимся к потребностям

своего тела, часто обходимся с ним весьма насильственнонапример, и тогда,

когда  принуждаем  его   доби-ваться   чего-нибудь,   несмотря   на  сильную

усталость,-- будь это езда  на автомобиле, интеллектуальная  или  физическая

деятельность. Воспри-ятие наших телесных ощущений очень часто искажено.

     Эту  проблему  взяла  на  себя  современная  аналитическая  терапияВ

качестве  примера приведу  биоэнергетику Александра  Ловена  (Lowen.  1975),

который в своем подходе отталкивался  от вегетотерапевтических представлений

Вильгельма Рейха, или развитую Артуром Яновым (1970) "первичнуютерапию --

терапиюосновывающуюся на очень ранних, архаических процессах, или терапию

первого   крика   (Primaer   oder   Urschreitherapie).   Применяя   подобные

терапевтические  формыможно  оживлять и  тем  самым  делать  ощутимыми те

телесные  чувствакоторыми  пренебрегают  в психоанализеТакнекоторые

аффекты боли можно вы-свободить путем плача и криков, а гнева --  физическим

противоборством:

     ударамитопаньем  ногами и т.п. Аффект, в  любом случае, должен  быть

отреагярован  такчтобы  это  привело   и  к  объективно  наблюдаемомуи

субъективно ощутимому высвобождению (разгрузке -- Entlastung).



     Борьба за тело и три важных интеракционных образца


     Существенную роль здесь играет бессознательный процесс, суть которого в

последнее  время проясняется у меня  при  воспоминаниях  о ряде  случаев  из

собственной  практики  равно  как  и  из супервизийРечь идет  о  процессе

"повторного  усвоения"  (Wiederaneignung)  телаотчужденного в  результате

отношений с  матерью или другими близ-кими родственниками. Во всяком  случае

именно мать  изначально руко-водит ребенком во время беременностиа затем,


<<Назад Начало Вперёд>>