Мы  пребываем   между  жаждой  узнать  правду  (даже  тогдакогда  ее

невозможно перенести) и страхом перед истиной. Слепота  "внешних" глаз Эдипа

наделяет внутренним зрением -- мудростью, которую  многие  воспринимают  как

проклятие; неудивительно, что у психоанали-за так много врагов.

     К  концу  этой  главы мы  приходим  к очевидному: поэтыдраматурги  и

писатели давно поняли то, что позднее открыл и систематизировал психоанализ.

Несомненно также  влияние психоанализа  на многие про-изведения литературы и

искусства  --  достаточно  вспомнить  Томаса  МаннаГермана Гессе, Джеймса

Джойса, Т. С. Элиота, Д. X. Лоуренса, живопись Дали, Пикассо и др.

     С   помощью   психоаналитических    экспериментов,   анкет   и   тестов

человеческиеслишком  человеческие  конфликты  выявляются  не  пол-ностью.

Поэтому  я позволю  произведениям  европейской культурысозвучным теории и

методам психоанализа, говорить самим за себя. Надеюсь, что эта вступительная

глава возбудила интерес читателя к по-следующим главам.


     II. ДЕРЕВО ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

    

1. Корни психоанализа: естественные науки, литература и философия


     Наше  изложение  психоанализа начнем  с того, что сравним  его с древом

познаниястволсостоящий, естественноиз  произве-дений Фрейда, уходит

своими  корнями в Вену  конца  XIX века. Проследить все  эти  корни было бы,

конечно, интересно, но заняло бы здесь слишком много места. Они произрастают

как из естествен-ных  наук, так  и из философии и поэзии, они  питают  ствол

произве-дений Зигмунда Фрейда, из  которого возникли ветви и побеги. Преж-де

всего следует упомянуть эволюционное учение Дарвина и биоге-нетический закон

Геккеля, который  Фрейд  запечатлел в  памяти  еще в свои школьные годы. Еще

один корень произрастает  из физиоло-гического института в Брюкке, где Фрейд

написал свою  первую  на-учную  статью  и познакомился с  Иозефом  Брейером.

Следующий корень психоанализа происходит из Франции, из больницы Сальпетриер

в Париже, где Фрейд, молодой врач столкнулся у  знамени-того психиатра Шарко

с  весьма  распространенной  тогда  болезнью  -- истерией  и  познакомился с

гипнозом как методом исследования и лечения.

     На протяжении своего естественнонаучного периода Фрейд мыс-лил в рамках

медицинской модели болезней, которая отыскивала при-чины заболеваний, исходя

из  причинно-следственных  принципови  боролась  с  симптомами  темчто

устраняла их  причины (в случае, тубер-кулеза, например,-- палочки Коха, а в

случае сифилиса -- бледные спирохеты).

     С другой стороны, интересы Фрейда касались литературы и ис-кусства. его

восхищала археология, он проявлял философские инте-ресы к самопознанию *. Он

многое почерпнул  из  духа своего  времени, переработав и интегрировав его в

своих книгах; но мы не всегда  в состоянии определить  сейчас  происхождение

вдохновлявших его источников.

     Большое влияние  оказали  на  него также следующие  великие  лич-ности:

философматематик  и  публицист Готфрид  Вильгельм Лейбниц (1646 -- 1716),

создатель учения  о  монадах  --  мельчайших  духовно-психические  частицах,

которые  очень разнообразно функционируют в  пределах  тела, нов конечном

счете, являются неделимыми.

     Врач   и  естествоиспытатель   Карл-Кустав   Карус   (1789   --  1869),

уста-новившийчто  бессознательная  психическая  деятельность  проявляется

через переживания и сны ("Лекции о психологии", 1831).

     Философ  Эдуард фон Гартманн (1842 -- 1906). В частности его вышедшая в


<<Назад Начало Вперёд>>