призывавший вступать в "Общество позитивной философии", под кото-рым, наряду

с Эрнстом МахомАльбертом  Эйнштейном  и Гансем Рейхенбахом, подписался  и

ФрейдВпоследствии  группа была  переименована  в " Общество  эмпирической

философии" (Керц, 1986).


     Герменевтический аспект


     Не  менее важен  в произведениях Фрейда  и  герменевтический ас-пект --

усилиянаправленные на понимание объекта научного  изуче-ния, произведения

искусства или человека и его проблем. Когда  нам знакома жизненная  ситуация

другогомы  быстрее  понимаемо  чем  он  нам  рассказываетМы   можем

представить  себе, как  чувствует себя  тот. кто жалуется на зубную боль или

любовную  тоску, поскольку  каждый из нас испытывал когда-то зубную боль или

страдал от  любовного раз-очарования. Но без дополнительных усилий понимание

не дается: мы должны войти в другого, чтобы понять, что  с  ним  происходит,

впустить его в себя. интенсивно проработать его ситуацию.

     ВероятноФрейд бессистемно использовал этот метод  при  лечении своих

первых пациентов и при  этом делал недоступные  бессознатель-ные психические

процессы доступными для понимания как себе, так и своим пациентам. Он просто

позволял пациентам говорить  ("лечение разговором"), внимательно их слушал и

пытался  понять, что они чув-ствуют, переживают, думают  и к  каким  выводам

приходят. В главе 111 я  рассматриваю связанные с этим  научно-теоретические

вопросы   более   подробно.   Пока    же    достаточно    следующее:   возле

естественнонауч-ной области возник ствол психоаналитического познания с ярко

выра-женными  мощным  философским  стержнем  и элементами, которые позднее в

своей  совместной  с  Юргеном  Хабермасом  работе  (1969)  Альфред  Лоренцер

охарактеризовал  как   "глубинную  герменевтикупосколькув  отличие  от

философской герменевтики, она предназнача-лась для понимания бессознательных

процессов, происходящих в глу-бинах души.

     Итак, мы выявили два  главных корня, питающих ствол, один из которых --

естественнонаучныйа другой  --  философски-герменев-тическийдва мощных

корня, которые, как  мы сможем убедитьсянашли свое продолжение  во многих

ветвях дерева психоаналитического познания. Психоанализ -- детище не  только

Зигмунда Фрейда. Шарко, Брейер и  особенно  Вильгельм Флисс принимали в  его

создании  прямое  или  косвенное  участиеПереписка  Фрейда с  Вильгельмом

Флиссом  охваты-вает  период  с  1887 по 1904  гг. В  эти годы в диалогах со

своими  друзья-ми  Фрейд  разрабатывал  важнейшие  постулаты   психоанализа:

проис-хождение  неврозов, возникновение тревоги, понятие защитных невро-зов,

архитектура истерии, неврозы навязчивых состояний и паранойя.

     Позднее было основано "Психологическое  общество по  средам" профессора

Фрейда, протоколы которого в четырех томах опублико-ваны Германном Нунбергом

и  Эрнстом Федерном (1976 -- 81). Прото-колы охватывают время с 1906 по 1918

гг.,   в  них  отражены   все  важные   события   на   заседаниях   Венского

психоаналитического  общества, где были прочитаны докладысохранившие свое

значение  до сих  порв том  числедоклад  Отто Ранка о  драме  инцеста,

Альфреда  Адлера об орга-нических  основаниях неврозов, Вильгельма Штекеля о

причинах нер-возности, о только что вышедших книгах, о литературе, о случаях

раз-личных заболеванийО  ницшевском  "Ессе homo" здесь спорили не меньше,

чем  о клинических феноменах, психологии марксизма, Ген-рихе фон Клейсте или

вреде мастурбации.

     Фрейд выступал с только  что  написанными  произведениямина ко-торые

члены группы реагировали  так же активно, как  Фрейд  --  на их выступления.


<<Назад Начало Вперёд>>