этих  контактов  и  т.дИспользование  психологи-ческих  законов позволяет

аналитику классифицировать  доминирующие у пациента типы поведения, чувств и

мышления и тем самым  обосно-вать свое понимание  с научной точки зрения  *.

Для осуществления  такой  классификации применяются разнообразные методыВ

психоанализекоммуникационных  науках, лингвистике  и  социологии  получил

широ-кое распространение, в частности, метод магнитофонной записи раз-говора

между специалистом и исследуемым лицом. В дальнейшем на основе произведенной

записи   составляется   письменный   документ,    под-лежащий   кропотливому

исследованию.

     Внешняя форма  психоаналитической практики достаточно известнаоднако

процессы, протекающие в психике аналитика, стремящегося при-


     * Приведенная здесь независимая гипотеза  о  существовании двух уровней

анализирования, а именно -- понимания  и  объяснения -- перекликается тем не

менее  с  выво-дами  Юргена Кернера  (Juergen Косглсг 1985) и Хайнца  Когута

(Heinz   Kohut   1984),  который  определяет  роль  эмпатии  (Empathie).T.c.

способности   терапевта   почувст-вовать   себя   на   месте   пациента,   в

психоаналитическом  лечениикак  поступательно  осуществляемую  аналитиком

смену  "позиции  понимания  на  позицию  объяснения"  (S. 254).  Различия  в

подходах  к данному  вопросу обоих авторов, будут рассмот-рены в главе  VIII

4.3. (шесть ступеней понимания во внутреннем диалоге психо-аналитика).


     дти  к  верному  толкованиюизучены малоВ числе немногих серьезных

работ по данной теме, надо отметить, в частности, книгу Клаубера " Про-блемы

психоаналитического контактам (Klauber  "Schwierigkeiten in der analytischen

Begegnung"  1980)  и его же научный  доклад "Об источниках толкования и  его

цели в психоаналитическом процессе" ("Ueber die Entstehung von Deutingen und

ihr   Ziel  im  psychoanalytischen   Prozess").   в   ко-тором  автор  особо

акцентировал внимание на необходимости творческого подхода к интерпретации и

на немаловажном в этой связи  значении неко-торой спонтанности. Мужественная

попытка Кодиньолы  разобраться в  сущности  психоаналитического  толкования,

сделанная им в эссе "Ис-тинное и ложное"  ("Das Wahre  und das Falsche" Enzo

Codignola  1986),  привела к созданию логики, присущей одному  лишь процессу

возникно-вения интерпретациино  мало  поспособствовала  разрешению  самой

про-блемыИ наконец.  Jakob  Arlov  (1986).  также  исследовавший  природу

психоаналитического   толкованияввел  понятие   "внутреннего"  ("Innere")

диалога,   протекающего  в  сознании   аналитика  в  процессе   формирования

интерпретации и представляющего собой реакцию на слова пациента.


     Шесть ступеней  понимания  во внутреннем диалоге психоаналитика



     Акцентсделанный  нами  на  прилагательном   "внутреннийотнюдь  не

случаенведь данный диалог оказывается  своего  рода "акустической брешью"

("akustische Luecke"  Ernst Meier 1981), по той очевидной  при-чине, чток

примеру, на магнитофонной записи воспринимается, как пауза, молчание.

     Инструментовпозволивших бы записать или каким-то иным  меха-ническим

способом задокументировать внутренний диалог психоана-литика, не существует,

поэтому  любому  исследователю   остается  доволь-ствоваться  опосредованной

информациейкоторую в состоянии ему  пре-доставить  опытный психоаналитик.

Разумеетсяточность  таких  сведений   напрямую  зависит   от   готовности

последнего  быть   откровеннымПриве-денная  ниже  классификация  является


<<Назад Начало Вперёд>>