в том  их  качестве, в  каком  они являются предметом изучения  социологии и

политологииТем не менее есть все основания  предпола-гатьчто в больших

коллективахв большей или  меньшей степени, соз-нательные  акты  мышления,

речи и поступков также управляются бессо-знательными процессами.

     Уже Зигмунд Фрейд в  своем известном эссе "Массовая психология и анализ

человеческого Я" (1921) представил теориюсогласно  которой массыкак  и

военнослужащие или церковные прихожане, более  или менее идентифицируют себя

со своим руководителем, которого возносят на пьедестал собственного Я-идеала

и одновременно ощущают с ним свою солидарность. У любого грамотного читателя

вполне  естественна  аналогия  с Гитлером и  немецким  народом  (Сталиным  и

советским наро-дом -- прим. русск. ред.).

     Чтобы проверить подобные  предположения, толкования и интер-претации на

предмет их соответствия действительностимы долж-ныкак и в классическом

психоанализе, иметь возможность говорить с пациентом, с лицом, выступающим в

качестве члена  подобного кол-лектива. Это в принципе  возможно лишь  тогда,

когда  речь  идет  о  кол-лективекоторый  является  частью   современного

общества, например, политической партии или союза. Здесь  психоаналитические

"интер-вью  ", по возможности поддержанные проективными  тестами, могут быть

проведены в  любое время. Если же мы говорим о  временах  Гит-лерато  нам

следует для начала отыскать людей, готовых свидетель-ствовать о том времени.

Если  члены  тех или иных коллективов попа-дают  в психоанализ  в результате

каких-либо  невротических  расст-ройств, то тогда  психоаналитикнаряду  с

информацией о  пациенте, имеет возможность получить сведения о коллективе, в

котором  тот находился. В этом случае возможно  наблюдение за  той или  иной

фор-мой интерпретации.

     Значительно  сложнее составить представление о томчто пережи-ли люди

столетия  назад и что переживают люди  инобытной для нас культурыОднако и

здесь в принципе возможно применение психоана-литического инструментария.

     В  любом  случае,   в  соответствии  с  психоаналитическими   правилами

исследователь должен частично идентифицироваться с предметом своего изучения

и в своем контрпереносе обращать внимание  на чув-ства, которые этот предмет

у  него  вызываетлюбопытство  и удивле-ние  или раздражение и отвращение.

Недостаток  подобных  исследований  заключается  в  томчто  контроль  над

собеседником отсутствует. Путем проверки  исследователем своей интерпретации

в  разговоре  с  колле-гами  достигается  относительная  проверка  собранных

сведений, т. е. она в принципе возможна. Наконец, есть  и читателикоторые

высту-пают в  роли  "конечных  потребителейи  выносят свое решение о том,

доверять ли полученной с помощью психоаналитических методов информацииили

нет.

     При  этом  запрограммированы  и  возможные сопротивленияФрейд (1911)

сформулировал это так: "Общество не  будет торопиться  санкци-онировать нашу

авторитетность. Оно должно находиться в оппозиции к вам, поскольку  мы ведем

себя  по отношению к  нему критически. Мы указываем обществу на  то. что оно

само  участвует  в  создании  причин  неврозов".  Применение  психоанализа к

общественным дисциплинам означает, что речь идет об (аналогично психоанализу

индивида, группо-вому анализу  и семейному  анализуобщественном  анализе,

анализе  культурном  (Lorlnzer,  1988)  или  об   общественной  критике.   В

резуль-тате анализа всегда возникает тот или иной постулат, констатирующий:

     Дело обстоит так:

     Все  выглядело  бы  иначе, если  бы ученые  развивали  представления  о

правильном  порядке  вещейТогда  полученные знания  могли  бы  найти себе

применение в направлении изменения  общества. Тем самым научное исследование


<<Назад Начало Вперёд>>