основа-ния. Путем осознания с помощью психоанализа проективных составля-ющих

этого образа врага искаженное восприятие может  быть в значи-тельной степени

скорректировано; на возможность такого пути ссы-лается. в частности, философ

Эрнст  Тугендхат (Tigendhat E..  1987). Если, напримерполитики знакомятся

друг  с  другом лично, как  это стало  уже  обычным  в  последнее времято

появляется серьезный шанс узнать партнера с человеческой стороны и разрушить

многосторонний  образ врагаперспектива подобного сближения сторон вселяет

опреде-ленные надежды.

     Читательвероятнозаметилчто  в  данном случае  я  веду себя  по

отношению к  обществу, как  семейный терапевт  по  отношению к  семье. Такая

позиция позволяет  применять психоаналитический инструмент сбора данных там,

где создаются соответствующие  условия  исследова-ния. Если же сверх  того в

договорном   порядке   будет  закреплено   объеди-нение   ответственных  лиц

учреждений  с  психоаналитиками  для исследо-вания и  вскрытия  существующих

конфликтов  между  руководством и подчиненными психоаналитическими методами,

тогдапо  моему  мне-ниюможно  будет  говорить  о  законном  применении

психоанализа на общественном пространстве.

     Чтобы исключить  всякое непонимание: у психоанализа есть  одна  цель --

сделать  бессознательные  процессы  сознательными  иливыра-жаясь  высоким

"штилем",  добиться истиныТам, где психоанализ  применяется с этой целью,

речь  не  может идти  о  каком-либо  злоупотреб-лении. Если  же  психоанализ

слишком тесно связывается с определен-ными общественными группами, например,

с  группой  медиковтогда  появляется  отмеченнаянапримеру  Маргарет

Мичерлих опасность "медикоцентризма" (Mitscherlich-Nielsen, 1983).

     Если   психоанализ   вступает   в   сок"   с  каким-либо   политическим

на-правлением. например, с  марксизмом, как это было в 20-е  годы (вспом-ним

фрейдомарксизм),  или во времена студенческого движения (конец 60-х  годов),

то это  вызывает  опасность слишком  односторонней полити-ческой ориентации.

Психоанализ тогда  легко попадает на службу поли-тических  сил и теряет свою

свободу.

     Многочисленные  печатные  труды,   в  которых   когда-то,   во  времена

студенческих    беспорядков    совмещались     марксистские    выкладки    с

пси-хоаналитическим знанием, сегодня уже являются макулатурой. Обозре-вая их

сейчас с временного и пространственного удаления, можно кон-статировать, что

увязка  психических страданий с  понимаемыми  в духе марксизма особенностями

раннего и позднего капитализма  была пер-спективой. которая по меньшей  мере

рассматривала общество весьма  односторонне и видела лишь  то. что описывали

Маркс и Энгельс, а именно: примат материиэкономические причины, классовую

борьбу  и  эксплуатацию  человека  в  интересах  капитала.   Таким  образом,

фикси-ровались  общественные  отношенияисторически  имевшие  место  в XIX

столетии, но  порой встречаемые  еще и сейчас. Их односторонняя акцен-туация

подчас явно преувеличена.

     Поэтому   здесь   мы  не  будем  далее  заниматься  попытками   связать

психоанализ и марксизма обратимся к тем областям, в которых пси-хоанализу

удалось  предоставить  ту или  иную необходимую, хотя  и спорную информацию.

Сюда  относятся  как  "критика  религии" Фрейдатак  и  психоаналитическое

исследование  предрассудков, ана-лиз  проблемы  меньшинствв  значительной

степени инспирированное психоанализом исследование об авторитарном характере

Франк-фуртского института социальных  исследований. В  последнем  прини-мали

участие такие известные авторы, как Теодор В. Адорно, Норберт Элиас, Герберт

Маркузе. К этому стоит причислить работы Алек-сандра и Маргареты Мичерлих по

анализу  актуальных  обществен-ных  процессов  в  ФРГкоторые  акцентируют


<<Назад Начало Вперёд>>