коллективно вытесняе-мую жестокость и "отвергаемую печаль".  В заключение  я

хотел  бы еще раз  обратиться к трем  примерам эмансипационного  движения, а

именно: к студенческим волнениям, женской эмансипации и движе-нию за мир.


     2. Общественная критика Фрейда


     В  процессе  проводимого  им  психоанализа  Фрейд  установил  у   своих

пациентов следующее: по большей части они были  больны оттого, что были не в

состоянии удовлетворять свои  сексуальные потребностиПа-циенты переживали

сексуальность   как   нечто   предосудительное   и   поэто-му   боялись   ее

удовлетворения, вытесняли соответствующие желания и развили вследствие этого

невротические симптомыПричина  вытесне-ния  заключалась в  них  самиха

вернее в диктате их совести (в структур-ной модели: Сверх-Я).

     Если  в рамках  психоаналитического  лечения  удавалось  релятивировать

оковы Сверх-Ятогда  Я получало возможность прийти к выводу  о возможности

сексуально "предосудительногоудовлетворения".  Следствием  такого  вывода

оказывалось, как правилоисчезновение нев-ротических симптомов и излечение

самого заболевания.

     Однаконе останавливаясь на достигнутом. Фрейд нашел ответ на  вопрос

"где  лежат  причины  столь жесткого диктата  совести?".  Он обнаружил его в

господствующей культуреточнее, в  культурной  сек-суальной морали (Freud,

1908),  в  частности, в "двойной морали", с ее "осуждением любой сексуальной

связиза исключением моногамной супружеской". Фрейд  установил:  "Вся наша

культура построена на подавлении инстинктов  и влечений" (S.  149). Поставив

этот  диагнозФрейд стал  критиком  культурыи  когда  он  заявлялчто

"известное  количество  непосредственных сексуальных  удовлетворении кажется

большей части общества явлением непозволительным" (S. 151), то де-лал это из

заботы  о  своих пациентахЕсли  стремление  к сексуальному удовлетворению

является нормой, тогда, логически  заключает  Фрейд, "подавление [со стороны

культуры] зашло слишком далеко" (S. 160).

     Позднее   в   "Замечаниях   о   войне  и  смерти"  (1915)  он  написал:

"Го-сударство требует проявления послушания и самопожертвования". Тем  самым

Фрейд однозначно  возложил на государство  ответственность за  разнообразные

недостатки  современного  обществаО государствеведу-щем  войнуФрейд

писалчто  оно  "позволяет себе  любую  несправедли-востьлюбое насилие,

опозорившее  бы  отдельного человека. Оно  идет  не  только  на  разрешенную

хитрость, но и на сознательную ложь и мошенничество" (S. 32) .

     Критика культуры Фрейдом  достигла своей кульминации в  его  изве-стной

поздней  работе "Неудовлетворенность культурой" (1930). Здесь  он  критикует

"недостатки  учреждений, которые  регулируют  отношения  людей между собой в

семьегосударстве и обществе". Под  этим  подра-зумеваются  как школьные и

военные, так и  производственные учрежде-ния  в  индустрии  и  торговле, или

политическиевроде  правительствасуда  и  тпСогласно  Фрейду  они

представляют собой асоциальный источник страданийпервого ранга, поскольку

учреждения  такого рода -- вспомним об  акцентированных Фрейдом  сексуальных

потреб-ностях -- поддерживают своим существованием такое количество людс-ких

лишенийчто --  как  мы говорим сегодня --  фрустрационная  толе-рантность

человека оказывается чрезмерно  высокойФрейд саркасти-чески констатирует:

"Намерение осчастливить человека в  плане  творения не содержится" (З.Фрейд.

Психоанализ, религия.культураМ.1992.  с.85). Под словом творение, если мы

вспомним  критику  рели-гии Фрейда в его  "Будущее одной  иллюзии  " (1927),

имеются  в виду созданные людьми  учреждения, не позволяющие человеку жить в


<<Назад Начало Вперёд>>