осуждать то или иное общество  столь же малоэффективно, сколь и пытаться  --

как   это   делают,    например,   марксистские   социологи   --   приписать

ответствен-ность   за   вызванные   культурой   "неудобства"   исключительно

капита-листической общественной структуре. Конструктивным в этом смысле надо

полагать  разграничениевведенное  Гербертом  Маркузе (1955), при  котором

различаются   неизбежное   подавление   и   совершенно    не   обя-зательное

"сверх-подавление", о котором далее мы еще поговорим.

    

     3.  Психоаналитическое  исследование предрассудков  и  проблемы

меньшинств

    

     Предрассудки --  это "предварительные" мнения или  мнения, кото-рые мы,

не проверяя, перенимаем  у других. В  случае соответствия дейст-вительности.

подобные мнения  избавляют  нас  от  усилий  оценивать все  самимОсновное

качество мнения заключается в том, что оно  коллектив-но разделяется многими

людьминапример, суждение  о том, что хороша лишь  собственная  группаа

другая, напротив, плоха. Деструктивным примером расовых  предрассудков может

служить точка зрения, согласно которой  хороша только  арийская расаа все

прочие, напротив, плохи. Предрассудки с  легкостью могут приводит  к "дурной

бесконечности",   по-этому   имеет   смысл   коснуться  вкратце  природы  их

возникновения.

     Для   объяснения  предрассудков  много   сделал   критический   подход,

разработанный  в  исследованиях  Хоркгеймера  в  1963  гПредрассудки   не

возникают без механизма проектированиябез  упомянутых  нами в  гла-ве VI.

2.1. проекций в  отношении  кого-либо как  одной  из  возможностей (защитные

механизмы) обойти свои трудностиприписав их другому че-ловеку или группе.

То же самое происходит с качествами, которые  мы не оцениваем в себе самом и

поэтому проектируем  на  других. Далее  эти  "плохиекачества переживаются

нами, как присущие другим людям, и увязываются с чувством освобождения: " Мы

же  не  такие".  Под  словам  "мыпонимается  и выражается  точто  этим

бессознательным  механиз-мом  пользуются  целые  коллективыКак   и  члены

терапевтической груп-пыони  объединяютсяне зная  об этом  сознательно,

объединяются на основании того, что "мы --  хорошиеа  другие --  плохие".

Такое опас-ное деление на две части  может зайти столь далеко, что участники

подобного  объединения  не  будут обращать  никакого  внимания  на  реаль-но

существующие различия и выстраивать свой шизофренический мир.

     Некоторые  читатели   вспомнят,   вероятно,   о   расовом   заблуждении

национал-социализмаподобном  коллективной  психопатологии целого  народа,

который по собственной воле объявил себя выше  других народов и  собственные

сложности, неприятные представления  и чувства кол-лективно  спроецировал на

национальные  меньшинстваСогласно  Рудольфу  МЛевенштейнуна примере

антисемитизма  можно   разли-чить   разнообразные  корни  этого   ужасающего

предрассудка:

     1.  Религиозные  корникоторые  исходят  из  исторического   развития

отношений между христианами и евреями, а также из амбивалентности христиан в

их отношении к богу.

     2. Ксенофобические  корни, следуя  которым все  чуждое  рождает страх и

неприязнь.

     3. Экономические корни , заключающиеся в ощущении  зависти  неимущих по

отношению к имущим и

     4.  Политические  корни,   посредством   которых  предрассудками  людей

манипулируют уже независимо от них, для достижения целей политических. И тут


<<Назад Начало Вперёд>>