снова на ум приходит трагический пример нацио-нал-социализма.

     Если вспомнить материал по теории личности (гл. V).  то в каждом из нас

присутствует  более  или  менее  латентная   агрессивностькоторая  всегда

доставляет нам много хлопот, и  поэтому с легкостью проециру-ется на других.

Сегодня эти "другие" -- иностранцы вообще, или опре-деленные иностранцы, или

опять-таки   евреи,   которым,   поскольку   они   являются   меньшинствами,

приписываются собственные дурные, злые или просто нежелательные свойства.

     Пока  люди  так  переменчивы  в  самих себенаходясь  под  постоянным

давлением   напирающих   инстинктивных   влечений,   с   одной   стороныи

обременительных   требований   этических  норм,   с  другой,   необходимость

отдельного  или   коллективного  использования   защитных   процессов  будет

сохраняться всегда.

     В этом отношении осуществляться могут только следующие ме-роприятия:

     --  постоянно  ставить  под  вопрос  собственноепусть  и  мучительно

приобретенное равновесие, "перепроверка себя";

     -- проверять "на реальность" собственные представления об опре-деленных

меньшинствах;

     --  рассматривать  собственные  идеалы   сквозь  ответ  на  вопросне

существуют ли они ценой других;

     -- при  экстремальной недооценке других, чувстве ненависти  и осуждении

думать  об искаженных  проекциями  предрассудках  и  заме-нять  предрассудки

личными критическими мнениями.


     4. Вклад А. и М. Мичерлих в решение актуальных процессов в ФРГ


     Если мы  зададимся  вопросом, почему в истории  немецкого  народа между

1933 и 1945  ггимела  место столь жестокая реальность, почему были  убиты

миллионы  людейа еще больше. человек  пострадалоощутило  себя чужаками

среди  своего народатогда  нам следует обратиться к работам Александра  и

Маргареты Мичерлих, которые позволяет дать  ответ  на некоторые вопросы. Это

ответы,   которыми,   разумеется,   не   исчерпываются   все    исследования

предрассудков.

     Как мог такой  вождь вызвать подобное  восхищениеесли  при разум-ном

подходе его  устные и  письменные  заявления  явственно показываличто  им

преследуются  цели, не  выдерживающие сколько-нибудь  серьез-ной критики? Не

должны ли были как раз здесь вступить в действие все те критические функции,

которые были перечислены в предыдущем параграфеМы должны подозревать, что

господствовавшее  повсемест-но восхищениеохватившее  даже интеллектуалов,

действовало  как  при-родное  бедствиекак   наводнениесрывающее  любые

плотиныВ  пода-вляющем большинстве критические  функции  были  отключены.

Отвеча-ющая реальности оценка отношений не была уже более возможнаЕсли же

мы  вспомним то, что  установил Фрейд в своей работеНеудовлетво-ренность

культурой",   а   именно   значительные,   остающиеся   неудовлет-воренными,

сексуальные и агрессивные желания, тогда в  духе психо-аналитического учения

о защите мы можем прийти к выводу, что пода-вленные во множестве сексуальные

потребностиобратились  к  вождю  в форме восторженной  влюбленности, в то

время как  подавленные агрессивные  импульсы  проецировались  на  этнические

меньшинства, например, на евреев.

     Не стоит удивляться, что  при  подобной  предыстории  после войны  люди

коллективно  отрекались от дел и чудовищных злодеяний того времени, даже при

условии  личного неучастия в  них. Они  точно так же, как и  иные неприятные

составляющие, вытравились из сознания путем защитного механизма "отрицания".


<<Назад Начало Вперёд>>