Признание реально про-изошедших  преступлений было бы  невыносимо, поскольку

это озна-чало  бы признание собственной вины. Это значило  бы также испытать

стыд по отношению к народам, у которых в истории не было подобных эксцессов.

Результатом защиты было, с одной стороны, бегство в активную деятельность по

восстановлению разрушенного, с другой -- депрессия и фатализм.

     Чтобы читатели не решили, будто подобные выводы возникли лишь в головах

психоаналитиков, нужно  дополнить, что  авторы  основывают  свои  выводы  на

казуистически воспроизведенных анализах людей того времени.

     Лично я делаю из ужасающего познания в исследовании предрас-судков и из

психоаналитического  исследования  феномена  нацизмадва  выводакоторые

трагически дополняют друг друга, а именно:

     1. Склонность людей доверяться чужому управлению, не задаваясь вопросом

критически, есть ли основания для выбора данного лица в ка-честве лидера и

     2.  Потенциальная  готовность  людей не только  вести себя агрес-сивно,

причиняя вред, оскорбляя и разрушая, но и склонность к жес-токому поведению.

     Передадим по этому поводу слово А. Мичерлиху (1969):

     "Жестокость была сильнее любой культуры... Жестокость -- это полу-чение

удовольствия  от  результатов  мучений..   Ввиду  скрытой  и   нескрывае-мой

жестокости в мире, мы должны признать, что великие духовные учи-теля и этика

человечества  потерпели фиаско... Фрейд назвал это  "Лицемерием культуры"...

Из научных исследований человеческого поведения мы узнали, что пристрастие к

разрушению соответствует нашему инстинкту... Никакое заботливое общество  не

может снять с нас задачи подавления аг-рессии. К этому относится преодоление

желания мучить более слабых и унижать их... Продуктивное чувство вины  (а не

только  мучительноеможет  возникнуть  прежде  всего  лишь  тамгде было

искоренено удовольствие  от  разрушенияЛишь тогда можно  освободиться  от

внезапно подчиняющего себе человека господства этих сил".

     При   этом  правильное   воспитание  не  только   облегчает   осознание

собственной  жестокостино  и  позволяет  избежать ее  вредных прояв-лений

(schlimme Entdifferenzienm").  Исследования  силы  и бессилия показаличто

воспитаниев котором доминируют подчинение, избие-ниедуховная  нищета и

отсутствие контактов, порождает бесцеремон-ность и фиксацию на авторитетах.


     *  Выражение, которое установил  программный комитет Интернационального

психо-аналитического объединения на Гамбургском конгрессе 1985 г.


     С другой сторонывоспитаниев котором  чувства  получают  доступ  к

своему  выражениюа  проблемы детей  учитываются  родителями, при-водит  к

развитию  общественного  сознанияответственности  и миролю-бия  (Mantell,

1972); результаты исследований, которые заставляют нас задумываться.


     5. Примеры движения за эмансипацию


     5.1. Студенческие выступления


     Если  психоаналитически  подойти  к   этому  особенному  общественно-му

феноменуто   речь   тогда  снова   пойдет  о  возможных   бессознательных

составляющих поведения тех, кто с 1968 по приблизительно 1978 гг. участвовал

в том, что получило название студенческого движения, куль-турной революции и

университетских волнений. Движение исходило от Социалистического Германского

Студенческого  Союза   (SDS)   и  внепар-ламентской   оппозиции  (АРО).  Оно

воспламенилось  как  вследствие  нежеланных законов, так и  из-за  гибели во


<<Назад Начало Вперёд>>