профессоровв  которых  они  видели отцовв томчто, собственнобыло

адресовано  собственным  отцамТаким  образом  в  действительности  упреки

относились не к уче-ным авторитетам, а к отцам.

     Этому переносу соответствовал и  мой тогдашний  контрперенос. В  то  же

время  я  допускалчто отцысо своей  стороныотчасти  бессозна-тельно

вступили в конфликт со  студентами, ассоциируя их со своими детьми, выступая

в известном смысле  в  роли Лая  по  отношению  к сво-ему  сыну Эдипу, иначе

трудно объяснить некоторые достаточно аффектные контрмеры авторитетных лиц.

     Несмотря на эти бессознательные составляющие студенческого дви-жения, я

не  хочу  оставлять  вне  внимания  их   влияние  (в   смысле  рефор-мына

зачерствевшую структуру университетских учреждений. Речь идет об эффективном

общественном инновационном процессе, через  ко-торый  обновлялись устаревшие

социальные   порядки  и  осуществлялись   конструктивные  перемены,   такие,

например, как приход демократии на  смену авторитарным  решениямприоритет

критического  мышления   вместо   некритических   предрассудков,   появление

ответственных  поли-тических действий на смену политической  апатии, большее

участие учащихся в процессе принятия решений вместо пассивного подчине-ния и

большее освещение принятых решений вместо "возни" за закры-тыми дверями.



     5.2. Эмансипация женщины


     Я   поведу  здесь  речь  прежде   всего   о  возможных  бессознательных

составляющих, протекающих  внутри "женского движениям, равно как и между ним

и другими  сообществамиО значении  понятия "женское движение  "  читателя

проинформирует любой справочник *.

     Исходная ситуация, как она определяется с социологической точки зрения,

на деле требует реформ: женщины в сравнении с мужчинами все еще намного чаще

вынуждены довольствоваться  выполнением т. н. "низких" (неквалифицированных)

работполучать  меньшее  жалование  и  быть  более  --  нежели мужчины  --

связанными  с  детьми, несмотря на то. что в  1949  г. в (статья 3. абзац 2)

Конституции  им  предоставлены  абсолютно равные  права. Поэтому  у женского

движения есть солидные реальные основания двигаться  к  поставленной цели --

освобождению от зависимости и опеки.

     Со  всем этим  трудно  не  согласиться и в  психоаналитическом смыс-ле.

поскольку всякий  раз  с  грустью  убеждаешься в томнасколько, не замечая

того, женщины все еще подчинены мужчинам.

     В студенческой группе самопознанияв которой было семь  женщин и один

мужчинасеансы  длились три  дня, пока  женщины  с  помощью  интерпретаций

мужчины-руководителя не открыли, что они до сих пор как женщины, пребывали в

зависимости от мужчины.

     В действительности женщины чаще оказываются  пассивными жер-твами еще и

потомучто  очень  рано  усваивают  приоритетность  приспо-собления  перед

возможностью сопротивляться. Поэтому  Урсула Шой была  права, когда  выбрала

для своей книги о  раннем детском воспита-нии провокационное заглавие "Мы не

родились  девочками  --  нас  ими   сделали"  (1977).  Двигаясь  в  этом  же

направлении. Алис Миллер (Miller  A., 1975) выбрала не  менее провокационное

название, намека-ющее на  известную и пресловутую концепцию зависти к пенису

-- " Маленькое отличие и  его большие  последствия. Женщины о себе -- начало

освобождения". В своей книге "Иллюзия женственности или

    

     * Женское  движение  --  это  специфическое  общественно-реформаторское


<<Назад Начало Вперёд>>