движе-ние женщинимеющее  своей  целью добиться равных с мужчинами прав  в

производ-стве, образовании  и политикеОно направлено  прежде всего против

существующих в определенных общественных кругах  норм, состоящих  в том, что

женщина  пред-назначена и должна  воспитываться лишь для  того, чтобы  выйти

замуж  или  зани-маться  тн.  "женскими  профессиями": сестра милосердия,

учительница, детский врач и т. д.


     самоосвобождение женщины, эмансипаторная концепция" (Friedan В.,  1963)

Бетти  Фридан  относит  представления  о  традиционной  роли   жен-щины  как

домохозяйки, к одной из иллюзий, служащей лишь для "по-вышения сбыта".

     В   отличие   от   этой   феминистской  литературы,   книги   некоторых

пси-хоаналитиков-женщин  более сдержаны и специальны; они добиваются большей

информации  о  женской сексуальности (например: Chasseguet-Smirg  el.  1974;

Fleck. 1977).  о страхе  перед эмансипацией  (Gamba-roff,  1984).  о влиянии

ранних  отношений  мать-дочь  (Chodorow,  1978)  и прежде  всего  о проблеме

женской агрессивности (Mitscherlich-Niel-sen. 1985).

     То, какую роль  играют у мужчин  бессознательные процессы  в отно-шении

женского движения, стало ясно мне  самому в процессе моей рабо-ты в качестве

руководителя групп самопознания и личностного роста. В  этих группах женщины

долго учились признавать и разрушать свои  привитые воспитанием страхи перед

мужчинами (в переносе на муж-чину -- руководителя группы и на других мужчин,

участников  группы). В то же  время они  прояснили для  мужчин тот факт, что

значит  посто-янно  жить  в  мирегде  доминирует другой  полвплоть  до

языкового  прессингаВыяснилосьнапример, что  во время  своих  лекций я

всегда  выбираю  мужские   грамматические  формы  такиекак,   к  примеру,

психо-аналитик, или  пациент. Тем самым мне  стало  ясно, что  значит жить в

ми-ре. где все именуется по родовым признакам противоположного пола.

     Моему  воображению представилось, что значила бы  для меня ситу-ация, в

которой я слышал бы  лишь:  "психоаналитичка", или "паци-ентка". Посредством

идентификации  с  женщиной у  меня появилась воз-можность понять кое-что  из

того. что значит для женщины жить в мире. в котором доминируют мужчины.

     Ясно. что необходима гигантская разъяснительная работа среди мужчин и в

обществе вообщекоторая, если и может быть проведенато  лишь вопреки, в

частностимужскому  сопротивлениюпоскольку   нелегко  отказываться   от

наследственных, коренных, воспринимаемых как  должное привилегий, поделиться

властью  и начать  относиться к  женщинамкак  к равноправным партнершам в

личном и профессио-нальном плане.

     Однако  и со стороны женщин существуют  некоторые  проявления  женского

движения, близкие по действию к  бессознательным защит-ным  механизмамКак

показывают психоаналитические  исследованияза  отказом  от  мужчин  часто

кроются бессознательные импульсы мести. Своим отказом женщины мстят мужчинам

за свое вековое притеснение.

     Как  на лекциях, так и в  группах личностного роста -- особенно тог-да.

когда в большую  "пленарную группусобираются  четыредо того  раздельно

работавшие  группы --  постоянно приходится  слышатьчто  сейчас наступили

времена, когда патриархат заменяется матриархатом, те. мужское господство

сменяется господством женским.

     На  плоскости актуальных взаимодействий можно наблюдать, что женщины из

разных  групп  сближаютсяобъединяются  и  исключают  мужчин. Их  признают

чужакамикоторым  нечего  делать  в  женском  обществе. Тем самым  в  духе

типичнейшей групподинамической законо-мерностиидеализируется  собственная

группа, а "плохой" объявляется группа "чужая".


<<Назад Начало Вперёд>>