реакцию ... на угрозу насильственного уничтожения человечества".

     Многие аналитики присоединились к этим призывам. Другие орга-низовывали

заседания  "Мир и война  глазами психоанализа" (срдоклад Пассе и  Модена,

1983) и писали на эту  тему книги (Рихтер, 1982). Мир-ное движение  получило

сильную поддержку от большинства политичес-ких сторон 4. Исходя  из высокого

политического престижа, движение за мир  призвало к "непослушанию с умом", к

морально  обоснованному протесту и  к преднамеренным нарушениям определенных

норм  закона  (Habermas,  1983).  Тем  самым  движение  за  мир  должно было

ограничить диктат политиков  и  юристов тамгде  правительство, призванное

соблю-дать государственные законы, на деле нарушает права граждан.

     Психоаналитикиполитики  и философы  однозначно заняли  паци-фистскую

позицию. Никто не  оспаривает добрую волю  этого хорошего дела. Несмотря  на

это, я хочу здеськак  и  при разборе студенческого  и женского  движений,

попытаться   проанализировать  происходящее   с  вне-партийнойнейтральной

позиции. При этом я постараюсь, исходя из полученного мною опыта при анализе

бессознательных  процессов  в  больших и малых группах, описать  результаты,

которые получаются в той или иной позиции.

     Что касается  международных  отношенийто  якак и  Зигмунд  Фрейд,

усматриваю в этом конфликты интересов между государствами. соперничество  за

лучшее вооружение и психологическое превосходство. В то же время я исхожу из

тогочтокак  это  было  упомянуто  выше  (гл.  V.   2.1.)  "агрессивные

наклонности  людей  не могут быть  просто уничтожены" (Фрейд, 1933. S.  23),

поскольку объем действующих яа нас в раннем возрасте неудач  не уменьшается,

а со  временем только возрастает. В своей вступительной франкфуртской лекции

Александр  Мичерлмх  (Mitscheriish  A..  1969)  предостерегал  от   чересчур

легкомы-сленного  восприятия  "недостаточного  миролюбия" людей и  допущения

концентрации власти в политике.

     Позднее  страхпоявившийся   вследствие   экзистентной  угрозы  из-за

возможности  ядерной  войны, вызвал интерес  и  ряда других психоана-литиков

(Petri, 1983). Этот страх  столь угрожающ, что ведет  скорее к  политической

апатиичем  к усилению  активных  действий  с целью противостоять  угрозе.

Некоторые психоаналитики усматривают в уг-розе самоуничтожения  человечества

действие  сил инстинкта смерти, который толкает людей точно леммингов в море

на верную гибельМно-гие  усматривают  в этом и  исполнение апокалипсиса в

духе исполняюще-гося пророчества (Marler E., 1982). Иные В ФРГ делают акцент

на  Фрейдовской идее  враждебного  мышления  (Feind-Denken), причем  склонны

видеть "врага" в Советском  Союзеа "друга" в СШАврагакоторого нужно

победитьи  друга,   с  которым  себя  слепо  идентифици-руют  и  которому

подчиняются по "традиции повиновения" 5.

     Нетрудно идентифицировать себя с мирным движением и занять его позицию.

Я разделяю беспокойство пацифистов, их серьезную оза-боченность и тревогу. Я

тоже согласен  с  движением  за  мир  в  томчто множество  образов врагов

является бессознательным  процессом, веду-щим к искажению образа реальности,

и в  результате возникает картинасовершенно  расходящаяся с  реальностью.

Однако за  этим "да" следует  ограничительное  "но": как психоаналитик, я не

могу говорить о движе-нии  за мир. упуская из  виду подозрения в проективном

искажении   реальности  представителями   данного  движения.   Эта   догадка

становит-ся     особенно    обоснованной    тогда,    когда    интерпретации

психоаналитиков, подвизавшихся  в  мирном движениичересчур  отдаляются от

реаль-ностикогда, к примеру, видят лишь ошибки США и  не замечают оши-бок

СССР. Как я говорил уже ранее, хотя и по другому поводу (ср.:

     гл. IX. 3.), предрассудки могут превращаться в мнения, если, прежде чем


<<Назад Начало Вперёд>>