Домартин.   Для   фильма   характерен   плавный   переход   от   фантазий  к

действительностиирреальный  ангел  вступает  во взаимотношения с  реально

существующими людьми. Конец фильма символичен. Ангел превращается в человека

и осознает  преимущест-во последнего, ощущающего  земное бытие  и духовно, и

физически.

     5 Название  фильма  звучит  по-немецки  "Schoene des  Tages"  ("Дневная

краса-вица").  Героиня фильма -- привлекательная молодая  женщина Северина (

Катрин  Денев),  живущая во внешне счастливом браке. Режиссер Луис  Бунюэль,

аналогично психоанализуисследует  прежде  всего фантазии  Северины. Фильм

является великоленной иллюстрацией психоаналитического метода, цель которого

--  осознавание бессознательного. Поступок  Северины  может служить примером

того, каким образом можно  излечиться от нанязчиво возникающих фантазий. Она

воплощает их в дейст-вительности и тем самым от них избавляется.

     6  Фильм режиссера Георга  Вильгельма  Пабстаснятый  еще  во времена

немого кино, интересен, в частности, тем, что в процессе работы над картиной

автор  сотруд-ничал  с  двумя  психоаналитиками  Карлом  Абрахамом н  Гансом

СаксомТема  филь-ма  --страданиясны  и  видения ревнивого  мужароль

которого  мастерски исполнил Вернер  КраузКартина  является  убедительным

свидетельством тою, как мнитель-ность может  становиться причиной серьезного

неврозакоторый приводит  героя  фильма  к  частичной  потере  способности

контролировать  свои  действияБезобидные  события  и  привычные  предметы

приобретают  для центрального персонажа неожидан-ное значение. Например, нож

ассоциируется у него с убийством и т. д.

     На современный  взгляд  этот  фильм -- реликвия  прошлого. Он несколько

триви-ален  и  холодноватчтовпрочемне  лишает действие  динамики  (

киностудия UFA).

     7  Режиссер  Пазолини создал  свою версию  известного  мифа  об  Эдипе.

Действие  фильма  происходит  в 20-с годы нашего  столетияОтец  Эдипа  --

офицер.

     Пазолини берет в расчет не только чувства Эдипа ( Франко Читти), давшие

Фрейду  основания   назвать  именем   персонажа  греческого  мифа   один  из

психоанали-тических комплексоврежиссера не меньше интересуют  переживания

Лая и его жены Йокасты (Сильвана Маньяпо).

     8 этой связи необходимо подчеркнуть, что в большинстве постановок драмы

об  Эдипе  его материЙокастепеобосновано  отводится  маловажная  роль.

Совершенно справедливо поэтому Кристиан Оливер в своей  книге "Дети Йокасты"

(Психика женщины в  материнской тени. Дюссельдорф. Глаасеп. 1987) указывает,

в частности, па то, что Йокаста сама стремиться привлечь Эдипа, который лишь

"позволяет" ей это делать.

     В современном обществе проблема  взаимотношений отца  и  сына приобрела

повое  звучание. Молодые  люди  уже  не  склонны  видеть в  отце  соперника,

посколькукак  правилоне  испытывают  к  последнему  должного уважения.

Противостояние уступило место разочарованию в отце, которое толкает молодого

человека на  поиски  "силь-ногоотцаСвязь  с матерью  также не  следует

понимать как буквальные половые отношения, гораздо больше оснований говорить

о  растущей в  процессе отношений  матери и ребенка  зависимости последнего,

способной и в зрелые годы сковывать потенциал многих мужчин.

     III. Развитие психоанализа в Германии

     1  История  Штутгартского  института  отражена  в  докладах его прежних

сотруд-ников:

     Ганс Шмид (Hg.) (1983). Пути  к идентичностиВюрцбург: Кепнгсхаузен и

Нойманн.


<<Назад Начало Вперёд>>