(1956)  и  "Семья и индивидуальное  развитие"  (1965).  Во многом  благодаря

бестселлеру Алисы  Миллер "Драма одаренного  ребенка  и поиск  истин-ного Я"

(1979)  понятия  "истинного  Яи  "ложного  Ястали  широко  известными.

"Истинное  Я"  --  это  тово  что  превращается  потенциал  человека  при

оптимальных внешних условиях. К "ложному Я" отно-сится то, что получается  с

потенциалом  в  неблагоприятных  внешних  условияхскажемкогда  ребенка

хвалят, одобряют и  любят только при определенных  условиях, например, когда

он  оправдывает  ожидания  родителейто  естькогда ребенок  послушен  и

податливиными  слова-ми,  "принадлежитродителямПод  влиянием  таких

неблагоприятных обстоятельств  потенциал "истинного Яможет не  развиться.

Это озна-чает, что  разовьются нежелательные, но относящиеся к "истинному Я"

потенциалы,    такие,     например,    как    любопытство,    сопротивление,

само-стоятельное  мышлениеРезультатом  этого  может  стать  потенциальное

"истинное  Я", редуцированное "ложным  Я". Идеи  Винникота были подхвачены в

Лондоне Масудом Р. Ханом (Khan, 1974), в Германии  --  Лорой  Шахт (Schacht,

1978) во Фрейбурге и Йохеном Шторком (Stork, 1987) в Мюнхене.


     6.5. Маргарет Малер:

     психическое рождение человека

    

     Не   желая   предвосхищать   следующую   главу,   где   речь  пойдет  о

"пси-хологическом ландшафте" Германии, я хочу обратить внимание  на еще одну

ветвь  психоаналитического  дерева, а именно, на теориюразвитую  Маргарет

Малер  и ее сподвижниками  Фредом Пине  и  Анни  Бергман из "Мастерз Чилдрен

Сентер"   в  Нью-Йорке.   Они   изучали  детей   и   взрос-лых   с   помощью

непосредственных наблюдений за  отношениями между матерью и ребенком, причем

сотрудник Маргарет Малер Эрнест Л. Абелин особое внимание уделил "отцовскому

отношению"  (Abelin,  1971).  Поступательное  развитие  ребенка  посредством

процессов  отделения  и  индивидуализации  через  стадии   "дифференциации",

обучения, "пов-торного  сближения",  вплоть до стадии "постоянного объекта",

равно  как  и  представление  о психическом  рождении  человека как  втором,

ду-ховном рождениишироко восприняты не только в психоаналитичес-ких, но и

в далеких  от  психоанализа кругах. Этому способствовала  вы-шедшая  большим

тиражом книга Малер, Пине и Бергман "Психическое рождение человека"  (1975).

Ежегодно на этой ветви появляются новые ростки (Rotmann, 1978).


      6.6. Отто Ф. Кернберг:

     современная теория отношений


     Уточнение  теории  отношений Отто  Кернбергом  появилось  в не-скольких

вышедших друг за другом  книгахдовольно быстро переве-денных  на немецкий

язык: "Пограничные нарушения и патологичес-кий нарциссизм" (Rernberg, 1975),

"Теория  отношений и  практика  пси-хоанализа"  (1976),  "Внутренний  мир  и

внешняя реальность" (1980). Исходя из теории  Мелани КлейнОтто Кернберг в

чрезвычайно   систе-матизированном  виде  развивает   ту  ветвь   на  дереве

психоаналитичес-кого  познаниякоторая  способствует   пониманию   тяжелых

личностных расстройств и имеет далеко  идущее значение для их лечения. Книги

Кернберга  получили широкую известность еще  и  потому, что  зачастую, читая

описанные  в  них  случаи  расстройствмы  узнаем самих  себя: в  чув-стве

опустошенности  и  бессмысленности, в депрессиях и печали, в зави-симости от

другихв  слишком завышенных  идеалах  и связанной с этим  опасностью  еще

большей замкнутости. Косвенным  образом  книги  Керн-берга  могут  оказаться


<<Назад Начало Вперёд>>