В настоящее время Немецкое психоаналитическое объединение стало третьей

по   величине    группой    (после   США   и    Аргентины)   Между-народного

психоаналитического  объединения, насчитывающего 6.700 членов. В 1988 году в

Немецком  психоаналитическом  объединении  было  500 высококвалифицированных

сотрудниковкаждый из  которых  пра-ктиковал  психоанилиз не менее четырех

летне  менее 300 часов  наблю-дал по  меньшей мере  за двумя  пациентами,

проходил  супервизию  и  получил  соответствующие  теоретические  знания. (К

немецкому   психо-анализу   относятся,   разумеется,   и   члены   Немецкого

психоаналитичес-кого   обществаравно  как  и  члены  Немецкого   общества

психотерапии и  глубинной психологии (DGPPT). Всего в ФРГ и Западном Берлине

насчитывается до 1500 квалифицированных психоаналитиков).

     Выдающейся фигурой Немецкого  психоаналитического объединения вплоть до

своей смерти в 198 2 году был Александр Мичерлих --уже хотя бы потому, что в

гитлеровские  времена  он  стал  на  сторону  СопротивленияОн  решительно

выступил в защиту психоанализа и выдвинул новую теорию, которая  привлекла к

себе   внимание    научной   общественности.   Мичерлих    был   не   только

последовательным  психо-аналитиком, но и строгим критиком  общества, а также

выдающимся  писателемкоторый  за  свои  книги  "На  пути к  безотцовскому

обществу"  (1963)  и  "Неспособность  видеть  сны"  (1967); в соавторстве  с

Маргарет  Мичерлих-Нильсенбыл  по  праву  отмечен  поощрительной  премией

Не-мецкой книжной палаты. Сейчас Александр Мичерлих воспринимается, в первую

очередь  как   критический   мыслитель  и  политический  деятель.   Об  этом

свидетельствует  и  его   биографиянаписанная  Гансом  Марти-ном  Ломаном

(Lohmann 1987).  Его  психоаналитическая деятельность  в области  терапии  и

исследования известна гораздо меньше, хотя имен-но  эта сторона его личности

заслуживает самого  пристального внима-ния. Изучая  бессознательные процессы

он  не  забывал  о том влиянии, которое имеет социальное положение на любого

человека , будь то рабо-чий завода или менеджер крупного концерна.

     Хорст Эберхард Рихтер --  еще  один характерный представитель немецкого

послевоенного психоанализа. Его  известные  книги "Группа" (Richter,  1972),

"Солидарность -- цель обучения" (1974), "Перемены  или устойчивость" (1976),

"Ангажированные  анализы" (1978),  "Комп-лекс  Бога"  (1979), "О  психологии

миролюбия" (1982) и "Шансы совес-ти" (1986) сделали имя Рихтера известным не

только  специалистамно  и  широкой публикеДругую сторону  его личности

характеризуют прогрес-сивная политическая деятельность, выступления в защиту

бездомных, и, не в последнюю очередь, участие, в  движении за мир, поскольку

он охот-но принимал участие  в  демонстрацияхЛеворадикальные группировки,

процветавшие  тогда в студенческом  движении, видели в  нем идеальную фигуру

руководителякоторый  поддерживал  их  надежды  на  более  миро-любивый  и

экологически  совершенный  мирЭти  надежды питали  Хорста Э. Рихтера куда

больше, чем А. Мичерлихаполагавшегося скорее на влияние научных  доводов,

чем на общественную деятельность *.

     Упоминая  о социальной критике X. Э. Рихтеранельзя обойти вни-манием

его вклад в изучение современной семейной динамики и тера-


     * Сын Александра Мичерлиха --  режиссер Томас  Мичерлих -- воссоздал  в

фильме  "Отец  и  сындискуссию  между  Гербертом  Маркузе  и  Александром

Мичсрлихом, свидетельствующую о незаурядном таланте Мичерлиха.


     пии -- именно  он  вместе  с Хельмом  Штирлином  применил психоанализ в

семейной терапии уже  в 1963 году и описал этот опыт  в своей лучшей, на мой

взглядкниге "Родители, дитя и невроз". Позднее  он опублико-вал ряд своих


<<Назад Начало Вперёд>>