"диалектико-освободительный прин-


     * По мнению Алис Миллер  (личное сообщение от 14.07.1988),причислять ее

к  психо-аналитикам  --  значит  вводить  читателей  в  заблуждение.  .  Она

совершенно  ото-шла  от  психоанализа  и  объясняет причины  этого  в  книге

"Изгнанное знание"  (1988). Она  упрекает  Фрейда в  томчто он  "изменил"

правде о жестоком обраще-нии с детьми. Три первые ее книги все же дают право

причислить ее к величайшим психоаналитикам современности.


     цип", продолжая  оказывать  влияние  на  леворадикальных психотерапевов

Германии. Подобно Хорсту Эберхарду Рихтеру она рассматривает психоанализ как

способ сообщить обществу о возможности личного и социального освобождения. В

двух  следующих  книгах  "Психоанализ  без  кушеткиО  теории  и  практике

психоанализа"  (Bauriedl, 198 5) и  "Возвращение  вытесняемого. Психоанализ,

политика и одиночка" (Ba-uriedl, 1986) Tea Бауридл пишет, что ортодоксальный

психоанализ  с  его  кушеткой   и  сидящим  позади  кушетки  психоаналитиком

("закушетным аналитиком", по выражению Тилмана Мозера) будет преодоленчто

кризис будет понят как шанс, а способность к конфликту -- как способ-ность к

примирениюПсихологические  консультанты  примут  участие  в  политической

жизни, а психоанализ станет  политической наукойдо-стижения  которой, как

еще  до  Бауридл  говорил  Клаус Хорнбудут  применяться  исключительно  в

политических целях -- во имя раскрытия революционного потенциала.

     В  согласии с  идеей  Марио  Эрдхайма  об  "общественном  производ-стве

бессознательного"   (1982)    Tea   Бауридл   считает   возможным    сделать

бессознательные  психические  процессы  общества  такими  же явнымикак  и

бессознательные психические процессы индивидуума, и  таким образом разрешить

главную  проблему политики  -- проблему насилия (включая  гонку вооружения),

определяя   ее  как  симптом  коллективной   мании  величиякоторую  можно

преодолеть. Эта  точка  зрения  ввиду общественных  процессов, не  сводимых,

разумеетсяк  взаимоотно-шениям  господствующих  и  подчиненныхявляется

довольно спорной. Тем не менее, я согласен с Tea Бауридл в том, что в задачи

психоана-лиза   входит  анализ   бессознательных  компонентов   общественных

про-цессов. Для  этого необходимы, однако, знания в  самых разных  облас-тях

социологии и политических наук, позволяющих получить  точное представление о

томкакнапримердемократия в ФРГ  выигрывает от  распределения власти

между  законодательным  парламентомправящей   исполнительной  властью   и

средствами массовой информации как "чет-вертой властью".

     Последняя по  порядкуно  не по значению в этом списке  --  Марга-рет

Мичерлих-Нильсенвыдающаяся  представительница  психоанализа  послевоенной

ГерманииСначала  она  работала  под  руководством своего мужа  Александра

Мичерлиха, наблюдая  за психосоматическими и пси-хоневротическими пациентами

и обучая будущих психоаналитиков в Гейдельберге и Франкфурте. Здесь я провел

под ее руководством психоаналитическое лечениев  течение  которого  очень

многому научил-ся. Огромное удовольствие доставляло слышать, как Александр и

Маргарета  Мичерлих вели высоко интеллектуальные и конструктивные  спо-ры  о

том, как правильнее толковать те или иные аспекты работ Фрейда. После смерти

Александра  Мичерлиха в деятельности Маргареты  Мичерлих-Нильсен прозвучала,

на мой взгляд, слишком резкая нота: она стала сотрудничать с Алисой Шварцер,

обратившей на  себя внимание своей феминистской книгой "О маленьком различии

и  его великих по-следствияхЖенщины о себеначало освобождения" (1975).

Позднее   Маргарет  Мичерлих-Нильсен  стала   движущей   силой   издания   и

распро-странения полемического сочинения "Неприятное в психоанализе" (1983),


<<Назад Начало Вперёд>>