в  котором такие  неизвестные  прежде  авторыкак Марио  Эрдхейм, обвиняли

психоанализ  во лжи  и  неискренностиПауль  Парин  и  Голди  Парин-Маттей

бичевали  безответственную власть  психоанали-тиков, а Хельмут Дамер клеймил

клинически  ориентированный  психо-анализ как  "запуганный  психоанализ".  Я

по-прежнему  очень  высоко  оцениваю   вклад  Маргарет  Мичерлих-Нильсен   в

психоанализ на  протя-жении ее  "психоаналитического  периода",  куда  можно

отнести  "Осо-бенности лечебной техники для невротических пациентов" (1961--

1962), "Проблемы психоаналитической  техники  в отношении пассивнофемининной

эмоциональной установки у мужчины" (1962--1963), "О фантазиях избиений  и их

проявлении  при переносе" (1965), а так-же предъявленные ею высокие критерии

допуска  к  психоаналитическо-му  обучению   (1970).  Не  меньшего  внимания

заслуживает и ее критика взглядов Фрейда на развитие женской сексуальности и

идентичности  (1971, 1975, 1978).  Что  же  касается ее  новых публикаций --

"Миро-любивая  женщина" (1985)  и  "Работа памяти" (1987)  -- то  я невольно

задаюсь вопросом, не отказалась ли она от уравновешенной психоана-литической

позиции  в  пользу однозначных  партийных  интересов  феми-низмаКо  всему

прочемуона  пылко  критикует  Немецкое  психоанали-тическое  объединение,

котороепо  моему   мнениюне  заслужило  столь  деструктивной  критики,

поскольку оноо  чем свидетельствуют  дискус-сии на  совещаниях и встречах

членов   объединения,   и   само   отличновидит   опасности   академического

психоанализа.


     Немецкое  психоаналитическое   объединение  переосмысливает  нацистское

прошлое


     Очень высоко я  оцениваю усилия Маргарет Мичерлих-Нильсен, направленные

на выявление роли  психоанализа во времена  националсоциализма. В этой связи

можно   назвать   также   книги  Ганса   Мартина   Лохмана  "Психоанализ   и

национал-социализм. Усилия  по  преодоле-нию  непреодолимой  травмы"  (1984)

Регины Локот "Воспоминания и заметки. К истории психоанализа  и психотерапии

во времена  национал-социализма"  (1985).  Эти  публикации  помогли немецкой

психоаналити-ческой группе ощутить сохранившуюся и поныне травму нацистского

прошлого. Помимо всего прочего сохранению этой травмы  способство-вало и то,

что на  совещаний  Международного психоаналитического кон-гресса  1977  г. в

Иерусалиме было отклонено предложение провести сле-дующий психоаналитический

конгресс  в Германии. Это  означало, что  подобная заявка -- преждевременна,

что с  нацистским  прошлым еще не  покончено  и что именно  этим  необходимо

заняться  в первую очередь. Члены Немецкого психоаналитического  объединения

очень интенсивно работали в этом направлении , не знали к себе  жалости и не

пытались избежать стыда  и  вины. В результате, произошли заметные перемены,

которые не остались незамеченными иностранными представителями, и поднятый в

1979  году  в  Нью-Йорке вопрос о проведении  Международ-ного конгресса 1985

года  в Гамбурге был решен положительно. Несом-ненно удачнеечем  два года

назадв   Иерусалимебыла  сформулирована   и  сама   заявка  тогдашнего

председателя  Немецкого психоаналитичес-кого  объединенияОн  сказал: "Нам

известно  об  амбивалентных  чувст-вах  многих  из вас  и  мы  их  уважаем".

Требовалось  публично  сказать  о  чувствах  тех  психоаналитиковкоторые,

спасаясь  в 30-е  годы  от  пре-следования  нацистовэмигрировали  главным

образом в США.


2. Значение психоанализа для педагогики,философии и богословия



<<Назад Начало Вперёд>>