Отстранение  от  больничного  ухода  (смотри  приложение  "Упорядочение

больничных касс") не помешало таким заслуженным психоанали-тикам, как Гюнтер

Биттнер  и  Алоиз Леберс успехом  применить психоанализ в педагогикеНе

менее активны были  и проявляющие интерес  к психоанализу социологи, которые

на  отделении  общественных  наук  Франкфуртсокго   университета  вонзили  в

современное общество "жало Фрейда" (Goerlich et all, 1980).

     Психоанализ подтолкнул таких значительных философов, как Юрген Хабермас

(1968),   к   конструктивной   интеграции    философской   герме-невтики   и

психоанализа. Рольф  Денкер в Тюбингене использовал потен-циал  психоанализа

для  своей работы "Объяснение  агрессии, или образ Я как  чужеродная  схема.

Статьи по философии от Канта до Блоха" (1985).

     Таким  образом,   психоаналитическая   сцена   в   Германии  вовсе   не

ограничивается,   как   утверждают    авторы    "Полемического    сочинения"

(Мичерлих-Нильсен и  др.,  1983), областью медицины. Его  влияние  столь  же

сильно  ощущается  в  социологииполитэкономиипедагогике  и  философии;

достаточно  вспомнить  выдающиеся   произведения  "Авто-ритарный   характер"

Адорно, Френкеля-БрунсвикаЛевинсона и  Сан-форда (1956), или  "Социальные

аспекты психоанализа" (1972)  Игоря Карузоса,  "Либидо и обществоИзучение

Фрейда  и  Фреидовой  левиз-ны"  (1982)  Гельмута  Дамерсакниги  Герберта

Маркузе,   особенно,   "Эрос  и   цивилизация"   (1955),   психоаналитически

ориентированное  понимание  Норбертом  Элиасом  исторических  процессов  или

забытые  сегодня  попытки совместить психоанализ с  марксизмом, собранные  в

двух книгах "Аналитической психологии" Гельмута Дамера (1980) и в двух томах

"Марксизм -- психология -- сексуальная политика", изданных в 1970 году X. П.

Генте.


     Сегодня  нет  практически  такой  областикоторая  не подверглась  бы

влиянию психоанализа.

     Такв  1972  году Йорик  Шпигель, занимающийся богословиемвыпустил

"Психоаналитическое толкование библейских текстов",  а в  1978  году в книге

под  многозначительным  названием  "Дважды  ясноосветил  глубинный  смысл

библейских  текстовкак  богословскимтак  и  психологическим  методами.

Критика  религии  3.  Фрейдом нашла  себе, благодаря  Иоахиму  Шарфенбергу в

евангелическом  (1968)  и  Гансу   Кюнгу   в  католическом  лагерях  (1987),

критически  мыслящих  экзеге-тов, которые поняли, как применять  психоанализ

Фрейда  для  разъя-снения  богословских вопросовполностью отказавшись  от

возможности   его  практического  применения  в  форме  "clinical   pastoral

training" (Веcher, 1972).


     Приложение I


ИНСТИТУТЫ ПСИХОАНАЛИЗА В ФРГ И ЗАПАДНОМ БЕРЛИНЕ

     В   настоящее  время   в  ФРГ   процветает   международно   при-знанный

психоанализ,      насчитывающий     множество     инсти-тутов      Немецкого

психоаналитического  объединения среди которых: Институт  Михаэля  Балинта в

Гамбурге, Бременская рабочая  группа психоанализа  и психотерапииИнститут

Зигмунда    Фрейда    во     Франкфурте,     Психологическое    содру-жество

Штутгарт-Тюбинген, Берлинский психоаналитичес-кий институт  Карла  Абрахама,

Психоаналитическое     товари-щество     Кельн-Дюссельдорф,      Кассельский

психоаналитичес-кий   институт  Александра  Мичерлиха  и  психоаналитический

семинар во Фрейбурге, причем во всех институтах психоана-литиков  готовят  в

соответствии с духом Немецкого психоана-литического объединения.


<<Назад Начало Вперёд>>