способность  "входитьв  текстпластику  или  живописное  полот-ночто

является  важным условием  для тогочтобы  неочевидное  сделать очевидным.

Нагляднее   всего   это   проявляется   на   примере   изобразитель-ного   и

драматического искусства.

     Художник  творчески  и  образно  работаетпобуждаемый  силой  сво-его

воображения.   Выражение  сознательно   пережитой  реальности  при-дает  его

произведению   индивидуально-субъективный  характер:   это  касается  равным

образом  и  художника, и зрителяТолько  при  условии общего исторического

понимания    можно    понимать    художественное    про-изведение,   причем,

импрессионистическая и экспрессионистическая живопись демонстрирует нам, что

субъективная   реальность   не   всегда   точно   соответствует   реальности

объективной.

     В  литературоведенииа  прежде  всего  в  философии  тоже  занимаются

интерпретацией, истолкованием. Большинство текстов  этих наук  истолковывают

стихи, рассказы  и романы, интерпретируют  мифы  и реаль-ность  (Watzlawick,

1976). При этом учитывается, какую именно инфор-мацию для людей  как существ

родовых несут в себе мифы: интерпрета-ция становится, таким образом, учением

о смысле (Rapoport, 1972) или истолкованием знаков (Есо, 1972).


     Герменевтика и феноменология


     Мы  оказались  в  области  гуманитарных  науккоторые, в  отличие  от

естественных  наук,   не  поддаются  точным  измерениямно  к  объективной

реальности которых нам удастся приблизиться посредством нашего субъективного

понимания. Это  вовсе не  значитчто  научный характер  гуманитарных  наук

берется  нами под сомнение,-- просто мы  имеем дело с двумя разными научными

парадигмами. В гуманитарных науках нередко удается довольно точно описать те

или иные процессы. С  дру-гой стороны, в естественных науках многие процессы

описываются  лишь приблизительно, как  в современной атомной  физике лишь  с

опре-деленной  вероятностью. Зачастую физик вынужден прибегать к об-разности

описываянапримерсвойства  электронов  то как  волнуто  как частицу.

История интерпретирует  дошедшие до  нас источники, изу-чая, допустим, образ

жизни какого-то народа в глубокой древности. Однако источники могут склонять

к  ошибочным  умозаключениямпо-скольку  толковать  их  можно  по-разному.

Скажемназвание улицы "Брандтштрассеможно объяснить  темчто  в  этом

названии увекове-чили имя бывшего Канцлера Брандта. Однако не исключено, что

име-ется в виду Брандт  -- бывший бургомистр какого-то маленького  город-ка,

или название улицы просто намекает на то, что много лет назад здесь случился

большой пожар, или лес на этом месте были расчищен  посредством выжигания *.

Убедительность той или иной интерпретации подтверждается  или  опровергается

дальнейшими исследованиями -- изучением источников, раскопками и т. д.

     Во всяком случае  предположительная, интерпретация должна быть уточнена

соответствующими доказательствами. Неопределен-ные поначалу заключения могут

получить  после  новых раскопок  изоби-лие вполне законных  с научной  точки

зрения  подтвержденийИх   сле-дует  однако   подтверждать   в  дальнейшей

исследовательской работе, что-бы можно было ручаться за их "объективность".

     В  арсенал  гуманитарных  методов  наряду  с  герменевтическим   входит

феноменологический  метод. Феноменология --  в широком смысле сло-ва  -- это

учение о "феноменах",  т. е. о явлениях  в том видев каком  они предстают

нашим  чувствамВ  узком  смысле слова  феноменоло-гия --  это  основанное

Гуссерлем философское течение. Оно занима-



<<Назад Начало Вперёд>>