Франкфуртской школысвязанную с именами АдорноХоркхеймера и  Хабермаса.

"Критическая  теорияне  довольствуется  нейтральным   коллекционированием

сведений, а понимает  исследование как просвещение и  критику господствующих

общественных отношений. Она использует  методы феноменологии  и герменевтики

икак и они, пытается глубоко  и  обстоятельно  разъя-снить индивидуальные

события, но, будучи критической, постоянно учитывает воздействие на человека

со  стороны  тоталитарного   обще-стваТем  самым   "критическая   теория"

оказывается    чем-то   третьим,   находящимся   между   естествознанием   и

гуманитарными науками, а  именно -- освобождающей наукой, которая, вполне  в

духе  Просве-щения, не  только  анализирует  и  постигает смысл  исторически

сложив-шихся  отношенийно  и  критикует  их. После этого  она  проверяет,

ста-новятся ли  субъекты свободнее от того, что они  делают и  имеют ли  они

возможность  освободиться  из-под  власти и  опеки  или  же  они зани-маются

исключительно накоплением знанийно совершенно не  знают  (в  практическом

смысле этого словане только своего внутреннего мира, но и  внешнего  мира

социальных структурдеспотических отно-шений, экономической зависимости  и

т. д. (Horkheimer & Adorno, 1947; Becker. W, 1972.)


     4. Позиция психоанализа


    

     Наблюдая психоанализ как бы извне, с научно-теоретической точки зрения,

не так-то  просто  указать  его  место  в  системе  наукПорой  созда-ется

впечатление, что психоанализ, подобно хамелеону, меняет свою окраску.

     Следуя   психоаналитику  Хайнцу  Гартманну  (1972),  психоанализ  можно

классифицировать как естественную науку, если его  данныетакие, например,

как  "Вытеснение  бессознательного  содержания  есть  причина  неврозаили

"Отмена вытеснения посредством психоанализа устраняет невроз",  воспринимать

как  общие  закономерности  иликак  выражаются  академические  психологи,

повсеместно действующие  пси-хологические  закономерности. Опираясь  на  эти

критерии, философ  Адольф  Грюнбаум  (1984) делает  выводчто  психоанализ

пребывает в очень непростом положении.

     Но с таким же правом можно поместить психоанализ в ряд идео-графических

наук, ссылаясь на единственный в своем роде и неповторимый результат каждого

отдельного  анализакоторый  не  допускает  обоб-щенияДвигаясь  в  этом

направлениифранцузский  философ   Поль  Рикер  (1969)  в   своей   работе

"Истолкование. Опыт над Фрейдом" определяет психоанализ как герменевтическую

науку.

     Другие,   напримерАльфред   Лоренцер  (1974),  считают   психоанализ

"критически-герменевтической   эмпирической   наукой",   понимая  при   этом

"эмпирический" не в естественно-научном  смысле ( как наблюда-емый опыт ), а

как опыт, пристекающий из косвенным образом раскры-ваемых переживаний.

     В   таком  случае   правильнее  было  бы  назвать  психоанализ  "наукой

переживаний". В более  поздней  публикации (1984) Альфред  Лорен-цер открыто

говорит  об  "анализе  переживаний".  В  другой  работе  (1985) он  помещает

психоанализ  в центр треугольника между социологией, психологией и биологией

(см. табл.  3).  Я поддерживаю  мнение, что  в психоанализе  переработаны  и

использованы элементы каждой  из  этих трех наук -- когда речь  идет о таком

сложном объектекак человекина-че и быть не может. В антропологии  или,

выражаясь современным язы-ком, в науке о человеке дело обстоит точно так же.

Здесь  собирают  и классифицируют данные, показывающие  зависимость человека

как  от биологически  данных процессов, так  и  от разнообразных воздействий


<<Назад Начало Вперёд>>