устранить  эти  затруднения: здесь  стоит упомянуть  работу  Абрахама Маслоу

"Моти-вация и  личность" (1954) и  личностно -- ориентированную теорию Карла

Р. Роджерса (1961). Но и они не дают действительно полной картины тогочто

мы понимаем под личностью.

     В связи  с этим представляется уместным дать здесь по возможности более

ясное  разъяснение  сущности психоаналитической теории личнос-ти. Эта теория

возвращает  нас к Фрейдуоднако  за  последние десяти-летия она  во многих

отношениях проделала значительные шаги в своем развитии. Следуя исторической

логике  можно  описать развитие  психо-аналитической  концепции  личности  в

соответствии с тем, как она  посте-пенно выделилась из теории влечений через

"Я  --  психологию",  вплоть  до  "психологии самостии  теории объект  --

отношений. Однако мы можем выбрать и иной путь, и для начала  изложить общие

описанные  психоанализом  закономерности, чтобы затем, принимая  во внимание

единственный в своем роде характер конкретной личности, рассмот-реть, -каким

именно образом он  отличается  от характеров других людей. Впрочем, можно  и

объединить оба  способа, если  проследить развитие  психоаналитической науки

как в плане общей, так и дифференцирован-ной теории личности.

     Для начала  стоит коротко упомянутькак  психоанализ пришел  к  своим

теориям: самоанализ  Фрейда играл на этом пути столь  же важ-ную роль. что и

текущие  наблюдения  за невротическими пациентамиРазумеется, здесь  можно

задаться  вопросом  --  почему данные, получен-ные от невротических больных,

могут  быть  применимы к "нормальным  личностям". В академической психологии

это  недопустимопоскольку  там  существуют  идеальныефункциональные  и

статистические нормы. определяющиечто является здоровым, а что больным. В

психоана-лизенапротивсуществует  мнение, что  границы  между  нормой и

пато-логией  не  столь  строгиткздесь  наличествуют  очень  текучие

пере-ходные  состояния, встречающиеся гораздо  чаще, чем экстремальные формы

патологий.   Отсюда   можно   предположить,   что,   преодолевая   известное

заболевание, мы  начинаем осознавать, что  наряду со здоро-выми компонентами

психического  мы несем  в себе  и  патологическое  начало. Кому не  нравится

психоаналитический  подход  к   личности  вооб-ще  тот  может   ограничиться

рассмотрением ее теоретической части  в пла-не  применимости к  "невротикам"

или лицам с иными психическими расстройствами.

     Прежде  чем  вдаваться  в  деталия   хочу  сразу  дать  понятьчто

пси-хоаналитическая теория личности не  во всем обоснована эмпирически. Так,

напримеркритика  экспериментальных  штудий психоанализа Зиг-мунда  Фрейда

Айзенком и  Уилсоном (1973)  вполне  справедлива. Одна-ко есть  и возражение

против подобной критики, например, хотя опросы студентов колледжей и не дают

подтверждений -- с желаемой точно-стью  -- важнейших положений психоанализа,

такихкак  сексуальное  развитие,   роль  эдипова   комплекса  и  значения

вытеснения, можно пред-ложить читателям самим в процессе чтения убедиться, в

какой степени представленные здесь теории могут подтверждаться на примере их

соб-ственных переживаний  и  переживаний их друзей. Сюда  можно вклю-чить  и

опыт других людей, а также анализ перечисленных в главе I драм и фильмов.


     2. Образ человека по Фрейду


     Образ человека у Фрейда сначала определялся влечениями как управляющими

силами. Доминирующее место  отводилось  половому  влечению. Проявление этого

инстинкта  Фрейд   обнаруживал  в  снахошибочном  поведении,   оговорках,

забывании, ошибках  речив  шуткахиронических высказыванияхКаждой из

названных  тем   он  посвятил  по  книге:  "Толкование  сновидений"  (1900).


<<Назад Начало Вперёд>>