"Психология  обыденной  жиз-ни"  (1901),   "Остроумие   и  его  отношение  к

бессознательному"  (1905  ).  В   этих  книгахснабженных  многочисленными

примерами Фрейд не-обычайно ярко живописал, как порой в той или иной степени

мы попа-даем под влияние  бессознательных  фантазий. Для  иллюстрации образа

человека  "влечения",  я  хотел  бы  привести  примеры  из  личной  жизни  и

психоаналитической  практикиИзвестно, что  в разговоре  те или иные  вещи

могут  отторгаются наперед, если, скажем, говорящий не уверен, что не  имеет

дело с "непристойностью".  Или  передо мной лежит книга, написанная автором,

по  отношению  к которому я ощущаю бессозна-тельное  презрение. Или  из моей

памяти начисто стирается болезненная для меня сцена.

     Всякий, при условии внутренней честностиотыщет в личной жиз-ни массу

примеров  фрейдовских  оговорок  и  бессознательного  забы-ванияошибок  в

поведении  и речи  и т.д. То же самое  касается и  много-численных  шуток, с

помощью которых мы компенсируем разнооб-разные состояния  подавленности  или

угнетенности -- не только сексуального характера,-- поскольку в шутке мы, по

меньшей  мере, выражаем что-то недозволенное и получаем возможность смеяться

по этому поводу.

     Возвратимся, однако, к серьезным теоретическим положениям.


     2.1. Психоаналитическая теория сексуальности


     Учение о фазах


     В современном психоанализе нельзя оставить без внимания учение о фазах;

следует  определить развитие человеческой личности по этой модели. Речь идет

об  известных  "оральной",  "анальной" и  "фалличе-скойили  "генитальной"

фазах, которые в психоанализе со времен Фрейда считаются длящимися с момента

рождения  до пятого года жиз-ни. Акцент классического психоанализа падает на

"инстинктноеразви-тие   фаз.   В   оральной  фазе   раннего   детства  мы

непроизвольно ищем грудьчтобы присосаться  к  ней  (от латинского "os" --

рот), позднее  грудь  может заменить соскабольшой палец руки  или  что-то

другое  (или  сигарета  в  более взрослом возрасте).  В  анальной  фазе  (от

латин-ского  "anus"  --  превратный) мы  включаем  в сферу наших переживаний

физиологические  процессы, такие  как  дефекацию  и  мочеиспусканиеНо  на

отношение  к  таким   "инстинктным  выражениями  влияет  мнение  окружающих.

Например, всякий читатель может  представить себе раз-ницу  между  фанатично

аккуратной матерью, требующей от ребенка чистоплотности уже  ко второму году

жизни и матерью, которая дает малышу  время научиться  самому контролировать

готовность "помо-читься" или "наложить кучу". В первом случае ребенок  будет

зависим от  матери, во  втором  --  он  получает способность  самостоятельно

упра-влять своими  выделениями и при этом ощущать комфортность -- каче-ство,

особо  выделяемое в классической  теории влечений  Фрейда. Не  менее чреваты

последствиями и  влияния окружающих  людей. Выраже-нием этого влияния служат

различные  стили  семейного  воспитаниясказывающиеся,   в  частностина

развитие так  называемой  "генитальнойсексуальностиНапримерродители

могут быть убеждены в том. что сына следует воспитывать в духе традиционного

представления  о мужчинах  --  т.е. особенно  "жестко".--  когда  ребенок не

должен вы-казывать  своих  чувств  (мужчины  не  плачут), однакопроявлять

отвагу.   мужество,   упорство   и  энергичность.   Совсем   противоположные

требова-ния предъявляют  родители, следующие  традиционным  представлениям о

воспитании  дочеримягкаянежная,   чувственнаяподатливаяПри  этом

инстинктивным влечениям наносится существенный вред, посколь-ку такой подход


<<Назад Начало Вперёд>>