При таких благоприятных обстоятель-ствах потенциалы Юно" полностью находятся

в  распоряжении  "Я".  В  связи  с  этим  "Яощущает  себя  действенным  и

обогащенным, по-скольку отражаемые им эротические, чувственные или страстные

поры-вы интегрированы в "Я".

     По  отношению  к  "Сверх-Язрелоездоровое  "Ятакже  автоном-но,

поскольку  оно сознательно решаетимеет ли смысл соблюдать  в той или иной

ситуации  выдвигаемые  "Сверх-Я" запретыКроме  того  "Ярешает  вопросы

целесообразности   принятия  каких-либо   предубежде-ний  и  возможности  их

критической перепроверки. Тем самым происхо-дит превращение предубеждений  в

"сознательное мнение -- убеждение.

     В натянутых отношениях с "Я" находятся также и не упомянутые еще идеалы

(Ideale)  нашей  личностиВ  структурной модели они  либо  локализованы  в

"Сверх-Я", либо представляют собой отдельную  ин-станцию. "Яперепроверяет

их на возможность реального  осуществле-ния и  выбирает пути  их  возможного

достиженияИначе  говоряоно  ставит  вопрос:   что  лучше,--  благодаря

решительным  действиям  прибли-зиться  к  идеалу  или   приравнять  идеал  к

реальному поведению?

     "Я", Юно", "Сверх-Яи "Идеал" зрелой личности четко отделе-ны друг от

друга  и  не  втянуты  в  тягостные  конфликтыхарактерные для  ребенка  и

невротика.  "Я" в  качестве "стержня личностипретерпевает  на  протяжении

жизни человека  множественные изменения вследствие того, что ему  приходится

усваивать обширные областипринадлежащие  "Оно" и "Сверх-Я". Совсем в духе

изречения  Фрейда,--  "Там  где  бы-ло Оно" стало  "Я".  "Сверх-Я" перестает

располагаться над (Ueber) "Я", а, скорее, находится рядомТаким образом, в

психоанализепоня-тие "Я" идентично  понятию  личности, что  соответствует

определению  Фрейдапредставившему "Я" как  "понятиесвязной организации

ду-шевных процессов в личности (Person).

     В этой связи вспоминается наглядный пример с всадником и конем, который

использовал   еще   ПлатонДанный  образ  достаточно  живо  вос-производит

разбираемые  здесь  отношения "сила  --  слабость".  Можно  представить, что

неопытный  в искусстве  верховой езды  ребенок  будет подчиняться коню, в то

время как  искусный наездник использует  силу коня в своих интересах. Пример

со  всадником выдвигает  две  альтерна-тивы: если  всадник  умеет  управлять

конем, тогда его силы  ("Я") воз-растают приобретением части  силы лошади; в

противном  случае всадник ("Я") терпит поражение, чувствует себя бессильным,

слабым и пол-ностью отданным на произвол самого коня ( "Оно").


    



     Таблица 8. "Я", свободное от "Сверх-Я" и "Оно", умеющее использовать их

в своих интересах; Идеалы и "Свсрх-Я" частично интегрированы в "Я",

     частично находятся извне, но тем не менее не управляют "Я".


     На первом  рисунке  инстинктивная сторона  интегрирована  в  лич-ность,

признан  примат  генитальностиЭрогенные зонывключая  свя-занную с ними

чувственность, при этом также блокированы, как и свя-занные с ними желания и

мотивы. Они находятся  в распоряжении (по мере  надобностив  той или иной

определенно заданной ситуации. У че-ловека есть власть и контроль, с помощью

которых можнодействуя активноуправлять исходящими из "Оно" импульсами;

такая модель личности вероятно  понравится читателюпоскольку "Я" в данном

слу-чае   выступает   в   качестве   сильной   инстанции,   той   личностной


<<Назад Начало Вперёд>>