"пустой"   в  генитальной  областиа  выстроит   более  адекватный   образ

собственного  телав  котором  гениталии  будут  представлены  доста-точно

подробно. При этом закладываются благоприятные  предпосылки для  переживания

не   только  женской  сексуальности,   но  и   для  последую-щей   возможной

беременности, родов и воспитания ребенка.

     Если женская сексуальность будет оцениваться по  этим принципамтогда

мы сможем  забыть  раннюю  фаллическую ориентацию психоана-лиза. Фрейдовские

положения  о   "зависти  к  пенисуи  женском  ком-плексе  неполноценности

отвергаются  многочисленными  авторами -- феминисткамиДвижение  "женского

протеста" включает в  свои  ряды следующие  имена: Симона де Бовуар  (1960).

Нэнси Чодороу  (1978). Суламифь Файрстоун (1970),  Бэтти Фридон (1963), Люси

Иригерей (1977), Джульетт  Митчелл  (1976). Урсула Шой (1977), Рената Шлезир

(1981) и  Алис Шварцер (1975). Между тем существуют попытки поло-жить начало

синтезу двух экстремальных позиций, что находит свое выражение, к примеру, у

Маргарет Мичерлих-Нильсен (1985 ).

     Стоит упомянуть  об особом  значении смены  объекта  (Objektwechsel)  в

развитии  здоровой  женской  сексуальности.   Последнее   означает,  (следуя

высказываниям  Фрейда  в его работе  о женской сексуальности),  что рано или

поздно женщина переориентируется с первого объекта (матери) на второй объект

(отец).

     В патологических  случаях, когда имеют место неврозы связи (см. гл. VI.

3.3.).  первичная связь с матерью сохраняется  в  своем  перманент-ном виде,

характеризуемом  как   торможение   в   развитииПоследнее   усу-губляется

негативным опытом  в отношениях с отцом. Смене ориентации с матери на  отца,

напротив, способствует негативный опыт в  отноше-ниях с матерью и позитивный

-- с отцом.

     Ранний психоанализ, полностью фиксируясь на плохо исследован-ных на тот

момент патологических случаях, полагалчто девочка  не  развивается дальше

из-за того. что она -- в отличие от мальчика -- не страдает от кастрационной

тревоги. Поэтому у нее нет необходимости (по причинам защитного характера, а

не из специфических  особен-ностей развития) идентифицировать себя с  отцом.

Сейчас стало оче-видным, что решающим фактором в развитии здорового женского

сек-суального  поведения является  оценка роли женщины обществомНасколько

уверенно чувствует себя мать в той или иной ситуации как женщина, как отец и

другие люди --  мужчины и женщины  -- ведут себя с  подрастающей  девочкой и

насколько  естественно  приобщены  к этому ее гениталии  (если они  вообще к

этому приобщены).


     Мужская сексуальность


    

     Возникшая  в  психоанализе  теория  сексуальности  тождественна  теории

мужской сексуальности. Она по сути  "фаллократическая", те. прославляющая

мужской член, ориентированная на мужские генита-лии. Тем самым данная теория

представляет своеобразное выражение мужской гордости по отношению к лишенной

пениса  женщинеЭта  гор-достьвне  всякого  сомнения  санкционированная

общественным мне-нием, способствует  развитию у  мужчины  здорового  чувства

собствен-ного достоинства. Фаллократическая ориентация дает. однако, и повод

для некоторой переоценки собственной значимостиКрайним  выражением  такой

переоценки  может  служить  описанный  Гансом Эбергардом  Рихтером "комплекс

бога" (Gottescomplex, Н.-- Е. Richter, 1979), при котором превозносится  все

мужскоеа все женское  обесцениваетсяПо-добное самовозвеличивание может


<<Назад Начало Вперёд>>