Эмоциональность и телесность


     Касаясь  эмоций, аффектов или чувств, мы получаем  схематичес-кий образ

человека, характеризующийся следующими особенностями:

     человек пережил травму (травматическая модель), наряду с сознатель-ными

им управляют и бессознательные влечения (топографическая модель), причем  те

или иные области различаются (структурная модель),  а, кроме того,-- человек

состоит  из  скелета, крови  и  плотиВ 1978  году  я выпустил  книгу  о "

Человеческих  страстях", в которой  описал  любовь  и  ненависть, ревность и

зависть, а также жадность, месть, любопытство  и восхищение.* Поэтому  здесь

стоит ограничиться


     * Книга вышла в 1989 году под названием "Страсти. Психоанализ чувств" в

виде карманного издания.


     следующим:   социализация   в  человеческом  сообществе  рассчитана  на

способность людей к  адаптации, приспособлениюСогласно  Винникоту (D.  W.

Winnicott, 1965, 1965) такой человек живет не своим "истинным", а по большей

части  своим  "  ошибочным  Я".  Это  всегда  "Яподавленноенеспособное

развиваться, "Я". которое  -- в данном аспе-кте -- не имеет доступа  к своим

чувствамэмоциям   и  аффектам.   В   рам-ках   психоаналитической  теории

объект-отношений это означает, что человек не имеет доступа к своим чувствам

как по  отношению к другим людямтак и  по отношению к самому себе. В этой

перспективе перед  человеком встает устрашающий выборкак это  убедительно

описывает Макс  Фриш  в  книге "Homo  Faber" -- быть  "Homo Faber" или "Homm

sentiens", т. е. человеком чувствующим. Декартово "Cogito, ergo sum" (мыслю,

следовательно, существуюможно  было  бы дополнить  --  "Sento,  ergo sum"

(чувствую, значит существую -- нем.-- ich fuehle. also bin ich).

     Психоанализ  долгое  время  пренебрегал  миром  эмоций (Kutter,  1980),

прежде  всего  в "классическиевремена "психологии Я"  (см. II 5.). Лишь в

70-е  годы  аффекты впервые стали использоваться  в  анали-зе  (Arlow. 1977;

Green, 1977; Umentani,  1977; Sandier and Sandier. 1978). Аффекты  служат не

только отправной точкой влечений, они обо-гащают  межчеловеческие отношения,

делают  их  в  первую  очередь  чело-веческимиКроме  тогоони  оживляют

психоаналитическую  практику. Поэтому психоаналитикам  не  следует  чураться

страстей.

     Современная теория  аффектов (Affekttheorie)  учитывает  в отдель-ности

первичные  аффектырадостьпечаль, гневстрахотвращение, изумление,

интерес   и   стыд.   В  каждом   из  этих   аффектов  объединены   телесные

(психологически-гормональные и моторные, т. е. иннервированные мускулатурой)

компоненты, выражающие аффект экспрес-сивно в мимике и жестикуляции, а также

когнитивные  составляющиеПоследние  осознаются чувственным  образомОни

поражают  нас  (пас-сивно),  а  мы испытываем  их  (активно).  Что  касается

социальных измеренийто  они  управляют  мерой близости  и  отдаления  (de

Rivera, 1977): в  радости мы  хотим обняться, в отвращении --  отдалиться от

человека.

     Мы  переживаем  аффекты  и  в  отношении самих себя. Испытываем чувство

внутреннего  стыдакогда  не  соответствуем собственным идеа-ламВ  этом

случае  стыд наполнен смыслом, он становится  сигналом. Стыд, однакоможет

нарушать отношение к  себе  и к окружающим, например, если мать  фрустрирует

своего ребенка  именно в  тот момент, когда он  горд своими успехами, говоря


<<Назад Начало Вперёд>>