поскольку она  включает в  себя социологические аспекты. Идентичность -- это

сумма  тогочто  делает  нас  неизменной  лично-стью,   которая   остается

относительно стабильной во времени, в про-странстве и обществе. Она является

результатом  борьбы  внутри  нас  "инстинктивных  требованийи  требований

общества, идущих от извне, и может -- как "Я" в структурной модели Фрейда,--

быть  относитель-но  суженной  и  лабильнойили  оказываться  сравнительно

широкой и стабильной.

     Согласно Эриксону учитываются  и общественные влияния. Так. к  примеру,

есть существенная разница между  евреем, живущим в анти-семитском  окружении

(как  меньшинство в  большинстве) и  темкто  живет  в  большинствеимея

возможность считать меньшинства козлами отпущения. В той или иной обстановке

человек  принимает  или  не  при-нимает  отведенные  ему обществом  ролиВ

благоприятном случае роли и сформировавшаяся самоидентичность согласуются, в

неблагоприят-ном  --  они расходятся. Сейчас, напримермолодые люди  часто

вынуж-дены  заниматься  профессиейкоторая  не подходит  их  идентичности.

Ролевые и идентификационные конфликты в таком случае неизбежны.

     Конфликты происходят и  в  случае социального  роста, когда, напри-мер,

человек с идентичностью, развившейся в рабочей среде, неожидан-но попадает в

окружение  буржуазного  общества.   Здесь  могут   возни-кать  страхи  из-за

опасности не сойтись с представителями буржуазии и в то же время сохраняется

чувство вины по отношению к классу, из которого человек вышел.

     Не   менее   тяжелы  проблемы   половой   идентичности,   в  частности,

исследованные  Робертом  И. Штоллером  (R.  J.  Stol ler.  1968. 1975). Сама

проблема проистекает не  только  из  слабо  стабилизированного соматического

фундаментано вырастает в результате  воспитания  и общественного влияния.

Название  одной  из  книгимеющих  непо-средственное  отношение к женскому

движению высказывает  эту мысль  напрямую: "Мы не  родились  девочкаминас

сделали такими" (U. Scheu, 1977). Таким образом между биологической природой

и  обществом  возникает  личностное  осознание и  желание быть  мужчиной или

женщиной, что находится, как показывает проблема т. нтранс-сексуализма, в

относительной независимости от пола заданного био-логически.


     Психология самости и теория объект-отношений


     В психологии самости Когута на передний план  выдвинуты  нарцистические

желания   "самосохранения",    "самоосуществления"   и   "самосознания".   В

соответствии  с  этим  подходом  здоровое  самосознание  лич-ности  является

следствием сложного ее развития. При этом перво-начальные детские фантазии о

большом значении себя и родителей (grandiose) трансформируются на протяжении

долгого  времени,--  сопутствуемые  постоянными  коррективами.--   в  образы

реалистические  (Kohut.  1974).  Если  стремления   к  самосовершенствованию

последо-вательно и  хорошо  интегрируются  в  сознательную  личностьтогда

результатом  явится  способность  к сочувствиютворчеству  и  юморуЕсли

нарцистические  устремлениянапротив, останутся бессознатель-ными, то  это

приведет   к   нарцистическим  личностным   расстройствам,   которые   будут

рассмотрены в следующей главе.

     В  теории объект-отношений Лондонской  школы и Отто Кернберга вполне  в

соответствии  с  "интерактивной   теорией"  (Interaktionstheorie)   Альфреда

Лоренцера   (Lorenzer,  1971)  важными  признаются  отношения,   формирующие

личность, между людьми. Личность развивается  не изолировано от окружения, а

в нерасторжимой связи с нимПри этом влияние на нее оказывается  вплоть до

зрелого возраста  в форме  тн. "образцов  отношений"  (Beziehungsmuster),


<<Назад Начало Вперёд>>