Очевидночто подобные иллюзорные решения  рано  или  поздно  вы-зовут

такое же разочарование, как детская вера в младенца  Христа или Деда Мороза.

При  этом  важно  отметить, что подобные дезиллюзирования или  разочарования

предуготовлены нам  важными участниками отно-шений, и требуется их поддержка

для того, чтобы  иметь возможность относительно  безболезненно разобраться с

собственным  разочарованиемЕсли   у  нас  будет   достаточно  времени   и

благоприятные внешние условия для того, чтобы иметь возможность переработать

подобные  неизбежные разочарованиятогда  нарциссический  завышенный образ

будет все более  и более  приближаться к  реальности. В этом случае  из него

сможет развиться то, что Когут назвал  когерентным, т. е. стабильным "Я",  с

чем, собственно, и связано чувство собственного достоинства.

     Крупные разочарования, увы, не  редкие в человеческой жизни, на-оборот,

ведут  к серьезным кризисамсвязанным  с  лабильным чувством  собственного

достоинствав  патологических   случаях   мы  имеем,   назван-ные  Когутом

нарцистические расстройства  личности, характеризую-щиеся  тем, что личность

оказывается  не  когерентной,   а   преломленой   в   самой   себет.   е.

фрагментированной.

     Причиняющие  нам вред  обиды подробно  описаны в  книгах Алисы  Миллер,

прежде всего в " Драме одаренного ребенка и поиске истинного "Я" (A. Miller,

1979).  В своей второй книге  "В  начале было воспи-тание" (1980) в качестве

причин   нарциссических  нарушений  она   назы-вает   не  сочувственныене

учитывающие ранимость детской души и ее потребность в любви отношения многих

родителейи   даже   пренебрежи-тельное  отношение   многих  родителей   и

воспитателей к своим детям или ученикам. В генезе нарцистических расстройств

огромную   роль  играет   травматизирующее  поведение  важнейших  участников

отношений.   Тем   самым   нарцистические   расстройства,   в   согласии   с

до-классической  травчатической  моделью неврозовявляются травматическими

неврозами, те. неврозами, причинами которых являются нарциссмческие обиды

и  оскорбления самостиИными  словаминарцистические  расстрой-ства  это

следствия травматического воздействия на ранимую детскую психику.

     Таким образом, современная психология самости Хайнца Когута выстроена в

традициях  травматической  теории  3.  Фрейдаполучившей  свое  развитие в

венгерской школе  психоанализа Шандора Ферснци и Михаэля  Балинта. В  теории

Балинта первичная любовь к объекту  (Primaere  Objektiiebe) (BalintM., 1973)

--   это   любовь,   которая  стре-мится   заполучить   любовь   объекта   и

удовлетворяется  только тогдаког-да ребенок  получает  эту любовь. Балинт

рассматривает это  состояние как первоначальное состояние  младенцаУ него

нет  первичного нарцис-сизма, вторичный же нарциссизм возникает тогда, когда

фрустрируется первичная любовь к объекту.

     Полагаю, читатель согласится со мной, если  я, следуя за Балинтом, буду

исходить из тогочто  первично  мы нуждаемся в любви  к объ-екту в  смысле

экзистентной необходимости. Это утверждение соответст-вует действительности,

в особенности, в  детском возрастев  зрелом воз-расте такое  соответствие

проявляется в меньшей  степени, поскольку здесь  мы уже  развили  более  или

менее устойчивое чувство собственного достоинства.


     Нарцистические неврозы


     В   качестве   нарцистических   неврозов  мы   отличаем   от  остальных

нев-ротических   расстройств   такие   психические  нарушенияпри  которых

реактивируются  описанные Когутом ранние  детские нарцистические  структуры;


<<Назад Начало Вперёд>>